Об этом «СП» рассказывает исполняющий обязанности московского отделения Комиссии воздухоплавания Российского географического общества, эксперт консорциума «Дирижаблестрой», главный редактор журнала «Вестник воздухоплавания» Сергей Бендин.
— До сих пор не известны детали инцидента, связанного с уничтожением ракетой стратостата, — говорит Сергей Владимирович. — По мнению западных источников, аэростат принадлежит Китаю. Но прямых доказательств этому нет. Между тем, китайский новостной интернет-портал Sohu полагает, что инцидент с «блуждающим шаром» может быть зеркальным отражением ожесточенной битвы правительства США с его внутренней оппозицией.
Многие эксперты вообще усматривают в этом событии некий предвестник рассвета новой эпохи аэростатных систем. И после раскрученной катастрофы цеппелина «Гинденбург».
Мало кто знает, что ежедневно метеорологические станции по всему миру запускают не менее 1800 метеозондов из латекса. Они просто поднимаются вверх, расширяясь в размерах из-за разряженной на разных высотах воздушной среды. Достигнув 40-километровой высоты, зонд от давления взрывается и спускает на землю парашютик с измерительными приборами.
В ходе медийной шумихи по поводу уничтоженного ракетой аэростата выяснились некоторые пикантные подробности о самих Штатах. Оказывается, один из ведущих производителей высотных аэростатов Raven Aerostar США за последние 10 лет запустил более 3000 воздушных шаров. И усовершенствовал способ их изготовления.
На днях Forbes упомянул, что американские военные уже много лет проводят подобные испытания аэростатов. По данным сайта FlightRadar24, более 4000 пользователей 3−4 февраля наблюдали за объектом N257TH. Это — стандартный высотный аэростат, который достаточно часто запускают над США. Он принадлежит компании Aerostar и был запущен из Нью-Мексико 31 января 2023 года. А в итоге оказалось, что неделю назад Пентагон сбил совсем другой шар, который, по оценке Bloomberg, «является частью шпионской программы Китая».
«СП»: — В общем, «все мозги разбили на части и заплели все извилины»… «Отводняк» делают?
— Похоже на то. Между тем, компания Raven Aerostar обещает в ближайшем будущем запустить еще один аэростат. Он будет висеть на высотах 19−25 км в течение всего года. Вообще, в американской прессе периодически проскальзывала информация о том, что еще в 2019 году США вовсю использовали высотные аэростаты. Цель — вычислять и контролировать транзит наркотиков. Шары следили за машинами и лодками наркокурьеров. При этом они иногда уходили из воздушного пространства США, тем самым нарушая международное право. То самое право, в нарушении которого американцы обвиняют Китай.
«СП»: — Американские военные заявили, что сбитый ими 4 февраля аппарат летел в стратосфере в качестве разведчика. Причем над жизненно важными объектами США…
— Да, «Нью-Йорк Таймс» утверждает, что на борту аэростата было обнаружено оборудование для ведения разведки. Согласно данным Bloomberg, в обломках аэростата были обнаружены компоненты западного производства с надписями на английском языке. Военные эксперты США утверждают, что аэростат построен неким китайским НИИ по просьбе китайских военных. А американские пропагандисты утверждают, что китайский военный флот участвовал в подобных операциях в 40 странах на пяти континентах. Аэростаты, оказывается, ранее четыре раза пролетали над территорией США. И только потом были обнаружены.
Но оказывается, в самих США активно разрабатываются сферические аэростатные системы — дирижабли. На днях журналист Кортни Эванс в своей статье «Аэростата из округа Галф — это не одно и то же, что китайский аэростат-шпион» на портале поведал о проекте сферического дирижабля Skyborne.
Этот дирижабль находится во Флориде и имеет идентичный облик с китайским. После этого на генерального директора компании Skyborne Technology Майкла Лоусона обрушился шквал вопросов: не его ли флоридское детище обсуждает весь мир? Тот ответил туманно: «да, это, черт возьми, похоже на наш аппарат». Тут же появились ядовитые посты: «…да, мы строим один такой шар, и выглядит он почти точно так же, как и китайский». Их отличие только в том, что о проекте своего дирижабля федеральным властям хорошо известно. А про китайскую «сферу» информации нет.
«СП»: — В западных СМИ сейчас активно обсуждают тему, кто хозяин стратосферы?
— Заголовки действительно цепляют за живое: «Китайский „шар-шпион“ пробуждает мир к новой эре войны на краю космоса». Масла в огонь подлил инцидент 10 февраля. Тогда истребитель ВВС США F-22 сбил «неизвестный высотный объект» на высоте 12 000 метров недалеко от Аляски из ракеты AIM-9X. Но приписать его открыто Китаю не решились.
Представитель Совета нацбезопасности Джон Кирби заявил, что новый «высотный объект» был сбит у Аляски по личному приказу Байдена. Но сенатор-республиканец от Аляски Дэн Салливан сказал, что эти действия помогут «сдержать Китай». Опять Китай? А живого видео опять нет…
Ряд западных СМИ утверждает, что все эти воздушные танцы американских, британских и австралийских истребителей над Невадой говорят о подготовке горячей фазы противостояния Запада с китайской армией — дабы компенсировать потерю лица из-за Украины и Афганистана. «Китай бросает нам вызов, и мы тренируемся, чтобы быть готовыми. Если мы будем готовы к Китаю, мы будем готовы ко всему», — заявил агентству Reuters полковник ВВС США Джаред Хатчинсон.
«СП»: — Налицо — гонка за стратосферу?
— Да, за нее уже идет мировая борьба. И России уже сейчас в пожарном порядке надо ставить вопрос о формировании индустриального кластера по производству аэростатной техники нового поколения. Стратостаты — это не только контроль за предкосмосом. Это и развитием космонавтики, и орбитальный туризм. Транспортные дирижабли смогут за один пролет доставлять грузы весом в сотни тонн на тысячи километров. И это только начало. Однако все наши разработки в этой области усилиями чиновников под сурдинку о «секвестировании» и «коммерческой целесообразности» методично изымались из обращения и уходили за рубеж. Если это не глупость, то что же?