Российское наступление идет сразу по нескольким направлениям — признают западные эксперты. Украинская тактика минных заграждений и диверсионной борьбы не может остановить наступление, которое с каждым днем становится все более массовым и захватывает новые территории.
Первый удар был нанесен ВСУ на севере ДНР и на границе ЛНР и Харьковской области — вдоль стратегической линии «Сватово — Кременная». Также усиливается натиск на украинские позиции на юге ДНР — в направлении Угледара и к западу от Донецка. В ближайшие дни может быть наконец-то взят Бахмут.
Линия фронта на Донбассе имеет протяженность около 250 километров — от Угледара до Сватово. Украинской армии удается с неодинаковым успехом сдерживать ежедневные атаки. Особенно учитывая, что интенсивность артиллерийских обстрелов и комбинированных ударов выросла с конца января в разы.
Помимо этого уничтожается второй эшелон обороны — в том числе командные пункты и пункты снабжения в Краматорске и Часов Яре, через который проходит главная линия снабжения Бахмутского гарнизона ВСУ.
Еще одно направление — Одесское.
Российское наступление подстегивает сразу несколько факторов. Самый важный — политический, чтобы к годовщине начала спецоперации патриотическая общественность России увидела значимые военные победы.
Также войска стремятся расширить зону оперативного контроля до начала весенней распутицы и получения ВСУ западной бронетехники.
ВСУ требуют от западных хозяев не только бронетехники, но и дополнительных боеприпасов. Украинцы не имеют той огневой мощи, которая позволила бы противостоять российскому наступлению, пишет французское издание Le Monde.
Достоверных цифр о количестве выпускаемых в сутки снарядов нет. Однако очевидно, что количество боеприпасов, выпускаемых российскими войсками, значительно превышает возможности ВСУ. В июле российские войска выпускали до 50 тысяч снарядов в день, а украинцы — не более 6 тысяч, пишет Le Monde. Затем потребности ВСУ резко выросла в августе, когда киевский режим начал контрнаступление в Харьковской области.
Однако Запад, который полностью и обеспечивает ВСУ боеприпасами, достиг предела своих возможностей. В частности, США, по данным Госдепартамента, поставили украинцам более 1600 зенитных ракет Stinger и более 8500 противотанковых ракет Javelin. Это столько же, сколько Javelin выпускалось в США за последние 5 лет и столько же Stinger, сколько было выпущено за 13 лет, заявил директор американской оборонной компании Raytheon Group Грег Хейс. Ресурсов для увеличения числа ракет у американских заводов уже нет — а запасы полностью исчерпаны.
Подобная же история и в Европе. Во Франции компания Nexter в год может выпускать лишь несколько десятков тысяч 155-мм снарядов. И это столько же, сколько украинская армия расходует на поле боя за неделю.
Нарастить производство абсолютно нереально. Натовские страны после падения Берлинской стены на протяжении трех десятилетий сокращали военные расходы и оборонные программы. В то время как Россия не закрыла практически ни одного крупного оборонного завода, напоминает Le Monde. И сейчас именно Россия более подготовлена к длительному «конфликту на истощение», нежели НАТО.
— Наша оборона, боеприпасы, материально-техническое обеспечение и обучение в целом не подходят для решения текущих задач, — говорит Уильям Альберк из Международного института стратегических исследований.
Альберк имеет в виду потенциальный военный конфликт — не только с участием России, но также Китая, Ирана или даже Северной Кореи. Все они значительно лучше подготовлены к ведению длительной войны.
Именно поэтому НАТО приходится судорожно потрошить запасы других стран, не входящих в альянс, — это Южная Корея, Марокко, Иордания, Пакистан. И многие из них отказываются предоставлять боеприпасы натовцам — как, например, все страны Южной Америки, от Бразилии до Мексики.
Барри Павел из американского аналитического центра RAND ожидает, что в ближайшие 2−3 месяца будут крайне ожесточенные бои, в ходе которых Россия значительно продвинется, сделав серьезные территориальные завоевания. Затем, к началу лета линия соприкосновения стабилизируется, поскольку обе стороны могут исчерпать существующие ресурсы. И будут ожидать их пополнения.
Согласен с коллегой и Никлас Масур, военный аналитик ETH Zurich: он уверен, что поступление западной бронетехники только отвлечет с передовой значительную часть боеспособных подразделений. Украинским солдатам (а большинство из них — наспех набранные резервисты) нужно обучаться применению западного оружия. И чем больше будут потери ВСУ, тем большему числу недостаточно обученных и переутомленных украинских солдатам придется возвращаться в бой.
— Это отрицательно скажется на украинских контрнаступлениях. В настоящее время украинская армия, похоже, уже не имеет на Донбассе сильных войск, — говорит Масур. — Также России выгодно выгоднее сковать силы противника на севере, не нанося оттуда ударов, только лишь угрозой нападения с белорусской территории. Так что [при грамотной тактике] России не обязательно долго набирать силу, чтобы добиться успеха.