Исполнился год с начала проведения российской специальной военной операции на Украине. Изначально было понятно, что это будет сложное испытание для всей России. Сейчас самое время подвести итоги, каких результатов добилась страна, причем не только в военном, но и политическом плане. Изменились не только экономика страны, ее социальная сфера, но сами люди стали другими…
«Так получилось, что 24 февраля 2022 года я оказался в гостинице в центре Челябинска, большая такая гостиница, 12 этажей, она была забита офицерами. Я в этой гостинице много раз в разные годы жил, такого не видел. Капитаны и майоры завтракали молча. Лейтенанты веселились.
Не знал тогда, что произошло. К вечеру стало понятно. Утром 25-го февраля гостиница резко опустела…
В июне опять приезжал в Челябинск. Стою вечером у входа в ту же гостиницу, курю, а чуть ниже пять подполковников молча пьют водку, тоже курят (в гостинице курить запрещено). Утром их уже не было на завтраке", — вспоминает журналист Александр Коцеруба.
Начало СВО с самого первого дня неизбежно означало обострение давно имевших быть противоречий между Россией и глобальным Западом. Евросоюз, США и ряд государств в течение всего пары недель ввели беспрецедентные санкции.
Буквально в авральном режиме перед российским государством встали давние вопросы о модернизации промышленности, импортозамещении, обретении технологического суверенитета.
Спустя год после объявления о СВО, можно констатировать, что российское общество справилось с большинством очень серьезных вызовов. Прежде всего, отечественная экономика показала свою устойчивость. Отключение от международной системы банковских платежей, введение ограничений на поставки товаров из России в страны ЕС, отказ от пуска «Северного потока-2», диверсии на «Северных потоках» и даже заморозка, а по сути, воровство $300 млрд золото-валютных резервов не привели к обвалу рубля, разрушению системы социальных выплат.
Уход многих мировых брендов из России также не привел к катастрофическим последствиям, как это предрекали на Западе. Даже уход с российского рынка западных автопроизводителей не заставил россиян массово пересесть на машины без подушек безопасности и автоматической коробки. Уже к концу 2022 года публике представили отечественные модели, отвечающие всем современным требованиям. На очереди — решение проблем с импортозамещением в сфере гражданской авиации. И тут тоже есть подвижки.
Изменилось сильно и общество. Объявленная в сентябре прошлого года частичная мобилизация продемонстрировала всему миру готовность россиян защищать свою страну. Необходимый плановый набор в Вооруженные силы был осуществлен в кратчайшие сроки.
В школах появились внеклассные «разговоры о важном», в ходе которых подрастающему поколению стали рассказывать о месте России в мире, ее исторических традициях, культурных особенностях. Сегодня в планах Минпросвещения проводить такие занятия и для родителей учащихся. Но уже сегодня сформировалась прочная духовная связь между теми, у кого был российский паспорт до 2022 года, и жителями новых территорий.
Если говорить о высшем образовании, то наконец был разрешен давний спор о необходимости и вреде Болонской системы деления высшей школы на бакалавриат и магистратуру. Решено вернуться к оправдавшей себя многими поколениями системе подготовки специалистов.
Из жизни россиян ушло как массовое явление зависимость от цифровых платформ. В последние годы жизнь всё больше уходила в виртуальное пространство. В соцсетях люди искали одобрения своих поступков, создавали свой цифровой прототип личности, забывая о нормальных человеческих отношениях. Казалось, что этот пагубный процесс будет нарастать до бесконечности. Блокировка некоторых зарубежных платформ заставила людей более трезво взглянуть на окружающую действительность.
В культурной сфере россияне больше стали обращать внимание на отечественное искусство. Уход из российского кинопроката американских компаний позволил донельзя актуализировать вопрос об отечественном кинопродукте. Вышедший в новогодние каникулы российский фильм «Чебурашка» уже побил все рекорды по кассовым сборам.
Из общественной жизни ушли политические дрязги. Все системные партии и публичные деятели снизили накал критики в адрес друг друга и показали способность сплотиться на основе общих целей и традиционных ценностей России. В то же время возросла роль по-настоящему конструктивных, содержательных дискуссий о путях развития экономики и социальной сферы.
В сфере внешней политики россияне наконец полностью избавились от иллюзий. Запад перестал казаться исключительно дружественным и благоприятным для жизни, а интерес к изучению загадочного ранее Востока вырос. Но главное, что пришло осознание простой истины: россияне могут быть счастливы, если приложат силы к созиданию внутри своей страны.
Доктор политических наук, глава гражданской коалиции «Третья сила» Игорь Скурлатов считает главным достижением за год проведения СВО приобретение новых возможностей для развития страны:
— В сфере политики за прошедший год стоит выделить ужесточение деятельности государства против так называемых «либералов». Увеличилось число иноагентов, возбуждено немало административных и даже уголовных дел, направленных на пресечение дискредитации воинов, которые сражаются в СВО. Следят за фейками о Вооруженных силах.
Одновременно мы увидели массовый исход молодежи за пределы России, которые выбрали не защищать Отечество и исполнять свой конституционный долг, а покинуть пределы Родины. Как раз из-за несоответствия своего видения государственной политике.
Третий вывод, хоть и не столь значимый. Мы увидели, кто настоящий друг и враг России. И рассыпались иллюзии, страна действительно в окружении врагов. Нельзя считать и большими друзьями многие страны Азии, которые фактически выполняют экономические санкции, но задешево скупают природные ресурсы, а потом продают их на мировом рынке.
«СП»: — Можно ли сказать, что российское общество оказалось более сплоченным?
— Нынешние социологические исследования показывают двоякую для власти ситуацию. С одной стороны, безусловно, спецоперация на Украине сильно сплотила значительную часть российского общества. Большинство россиян поддерживают СВО. И это признают не только ВЦИОМ, но и другие независимые социологические службы.
Однако одновременно в некоторых аспектах и упали рейтинги доверия к власти. Да, патриотический подъем очевиден, люди согласны с проведением СВО. Но люди задаются вопросом, сколько еще спецоперация может продлиться. И хотели бы увидеть внятную стратегию, планы, понятные цели и пути их достижения.
Конечно, нельзя игнорировать и влияние на общественные настроения экономические трудности. Вспомним начало СВО, когда несколько раз поднялись цены на продукты. Потом они отыграли немного назад, но в целом многие граждане потеряли. И люди почти не получили никакой значимой поддержки.
Разные политические силы обращаются к президенту и правительству с просьбой всячески помогать людям. Эти просьбы удовлетворяются лишь частично. И в целом с материальной точки зрения жизнь людей становится дороже. И в этом может быть причина роста недоверия к власти.
На мой взгляд, 2023-й должен стать годом, когда надо будет серьезно устранять диспропорции в экономическом и социальном развитии.
«СП»: — Определенные положительные тенденции хорошо видны. Скажем, стали быстрее осуществлять импортозамещение.
— Тенденция наметилась. Хотя пока еще рано говорить о качественном импортозамещении. В большей степени наблюдается сдвиг с европейских партнеров к производителям из Азии. При этом и торговля в большей степени переориентировалась с европейских рынков на азиатские.
Стоит, конечно, вспомнить опыт позднего СССР, примерно с 1975 года. Тогда страна стала полностью самодостаточной, могла обеспечивать себя продовольствием и промышленными товарами, военными технологиями.
Пока такой устойчивости достичь в полной мере не удалось, и это создает шаткое положение. То есть Россия не столько развивала собственные производственные мощности, сколько переориентировалась с Европы на Азию.
Не стоит забывать, что полное смещение на Восток, в том числе в культурном плане, это не очень позитивное явление.
Россия — это всё-таки европейская страна в культурно-историческом плане. Разрывать многие связи пришлось буквально по живому. Понятно, что есть глобальное противостояние, но сейчас наступает время подумать и над проблемой культурного развития. Надо укреплять дружбу с теми, кто готов дружить: с Китаем, Индией, Ираном, другими странами.
Но с Европой полностью порывать нельзя. Но как восстанавливать связи? И вот тут стоит вспомнить главное: уважают сильных. Пока Россия будет экономически слабой и малопривлекательной, с нами никто дружить не будет. Но как только мы поднимем свою экономику, к нам безусловно потянутся соседи. Пока мы видим, что даже дружественно настроенная к нам Сербия стала отваливаться.
Проще говоря, Россия не должна только отвечать на вызовы и пытаться плестись за азиатскими гигантами, а приобретать собственную субъектность.
«СП»: — Проще говоря, за этот год мы стали лучше понимать условия для развития.
— Нынешний год был временем определения. Стало понятно, что к чему. Обнажились все имеющиеся проблемы. Это заставило россиян иначе смотреть на место их страны в мировом процессе. Многие страны проявили свое истинное отношение к нашей стране. Нашему руководству приходится каждый день решать сложные задачи.
За прошедший год Россия превратилась в страну возможностей. Продолжение прежней политики так называемой «стабильности» могло только усугублять проблемы.
Сейчас есть понимание, по какому трудному пути надо идти, чтобы Россия стала самостоятельной страной. Волей-неволей, а приходится смотреть правде в глаза, определять стратегию развития, образ будущего.
Пришло понимание, что выбор стоит достаточно серьезный. Или нас ждет геополитическое поражение, и это будет означать расчленение страны. Или же страна одержит победу на Украине и одновременно начнет перезревшую модернизацию экономики и идеологии. Если модернизацию не начать, то ждет полный обвал. И вот это четкое осознание пришло за год проведения СВО. Наступил момент истины.