Посреди Индийского океана завершились морские учения «Моси-2», в которых приняли участие ВМФ России, Китая и Южной Африки. Маневры ожидаемо вызвали страх и гнев в западных странах. Точнее, даже не сами маневры, а демонстративное сближение стран Глобального Юга.
Южная Африка — гигантская страна, у которой одна из крупнейших на африканском континенте армий, почти 75 тысяч военнослужащих. Запад же еще больше поразили масштабы морских учений: южноафриканская провинция Квазулу-Натал, у берегов которой проходили маневры, по площади больше Португалии. Вот европейцы и прикинули: а что, если российские и китайские военные корабли маневрировали бы у их берегов.
Еще важнее то, что Южная Африка раньше не входила в сферу военного влияния России. В отличие, скажем, от Алжира, Египта или Судана, армии которых почти полностью экипированы советским и российским вооружением. Значит, Южная Африка — вопреки западной воле — не просто продолжает военное сближение с Россией, а начинает его с нуля.
Участвуя в учениях, Южная Африка отказывается от своей официально заявленной нейтральной позиции в украинском конфликте. Главная африканская экономика открыто поддержала Россию, пишет южноафриканское издание Democratic Alliance.
Причем в самой Южной Африке были жалкие протесты против учений. Крошечная яхта под жовто-блакитным флагом пыталась прорваться в порт Кейптауна, а около российского посольства в Претории собралась кучка проплаченных маргиналов.
Российским флагманом во время учений был многоцелевой фрегат «Адмирал Горшков». Китай представляли фрегат Rizhao, судно обеспечения Kekexilihu и один из новейших эсминцев Huainan. Южную Африку представлял фрегат Mendi. Важно, что в учениях в качестве наблюдателей участвовали ВМС Бразилии.
Изначально предполагалось, что Россия во время учений будет испытывать гиперзвуковую ракету «Циркон». Однако командир отряда кораблей Северного флота Олег Гладкий опроверг эти заявления.
С оперативной точки зрения учения следует рассматривать как часть серии учений, а не как отдельное мероприятие, пишет South China Morning Post. Три страны продолжают добиваться оперативной совместимости военно-морских сил.
Первые учения, Mosi-1 (в переводе с языка народа тсвана это означает «дым»), состоялись в декабре 2019 года у берегов Кейптауна. Mosi-2 были значительно масштабнее: они длились на несколько дней дольше и включили в себя еще четыре боевых судна.
Морские учения будут проходить и впредь, невзирая на недовольство западных стран. Возможно, их масштабы расширятся за счет других государств БРИКС: скажем, Бразилия из государства-наблюдателя станет полноценным участником.
— Послан четкий сигнал, что Россия и Китай выводят свое военное взаимодействие с африканскими странами на более высокий уровень, с большим количеством военнослужащих и более длительной подготовкой, — говорит научный сотрудник Африканского центра стратегических исследований Пол Нантуля.
Для военных Китая и России Индийский океан — вовсе не терра инкогнита. И китайский, и российский спецназ с 2008 года принимали участие в патрулировании Аденского залива и борьбе с сомалийскими и йеменскими пиратами.
— Кремль показал всему миру, что он все еще может выстраивать международные отношения в крупном масштабе, несмотря на то, что подвергся тяжелым международным санкциям, — оценивает стратегическую важность учений Пол Нантуля.
Правительство Южной Африки за счет сближения с Китаем и Россией продемонстрировало всем африканским соседям, кто настоящий лидер на континенте. Конечно, страна, которая способна противостоять давлению Запада.
Национальные интересы — превыше западных. Так стратегию ЮАР сформулировала министр иностранных дел Наледи Пандор, выступая в августе с программной речью. Пандор открыто обвинила США в запугивании африканских стран, Евросоюз — в двойных стандартах в экономике и внешней торговле, а Запад в целом — в двуличии и неоколониализме.
Такой же позиции придерживается и абсолютно большинство стран, которые натовцы презрительно называли «развивающимися». Теперь используют более нейтральный и точный термин -Глобальный Юг.
Даже влиятельное британское издание The Economist признает, что Россия сейчас выступает одним из лидеров Глобального Юга — ведь именно она не побоялась на равных вступить в конфликт с Западом.
Неслучайно незадолго до учений Mosi-2 министр иностранных дел Сергей Лавров совершил грандиозное африканское турне. Побывал в том числе и в Южной Африке. Сейчас на долю России в южноафриканской внешней торговли приходится лишь 0,5%, но эта цифра стремительно растет. Китай занимает 16% в структуре внешней торговли.
Однако роль России в Южной Африке не сводится только к сухим цифрам торгового оборота. Высший эшелон политического и военного истеблишмента Южной Африки состоит из генералов, чиновников и дипломатов, которые обучались или проходили подготовку в Советском Союзе или социалистических странах (Восточной Германии и Кубе), напоминает Пол Нантуля. Так что сегодня Россия — такой же идеологический лидер борьбы с западным неоколониализмом, как некогда был СССР.