Запорожское и Херсонское направления возвращают приоритет для российских войск, которые пытаются улучшить на южном плацдарме свои тактические позиции. Это необходимо для грядущего наступления, пишет американский Институт изучения войны (ISW). Об этом же твердит и украинский Генштаб: тем более, что оперативное командование «Юг» не имеет достаточных сил и средств, чтобы остановить уже неминуемое наступление.
Освобождение Запорожья необходимо, чтобы обезопасить «сухопутный мост» между Крымским полуостровом и Ростовской областью. Он проходит через Мелитополь, Приморск, Мариуполь и Новоазовск.
Киевский режим не скрывает, что «сухопутный мост» — одна из главных мишеней для атак.
Украинские войска постоянно обстреливают окрестности Мелитополя из HIMARS, размещенных в оккупированной северной части Запорожской области и на правом (западном) берегу Днепра. В частности, еще в декабре в окрестности Орехова ВСУ перебросили зенитно-ракетный дивизион 65-й механизированной бригады.
В декабре украинские диверсанты пытались подорвать автомобильный мост в Константиновке — это пригород Мелитополя. А в январе нанесли в окрестностях Мелитополя ракетный удар по железнодорожному мосту в районе села Светлодолинское (через реку Молочная). Мост уже был под украинской атакой еще в октябре.
Паранойяльное желание ВСУ уничтожить ключевые российские переправы связано с тем, что именно благодаря ним снабжается группировка войск на Запорожском направлении. Сейчас она наступает от Гуляйполя до Каменского (на побережье Каховского водохранилища).
Украинский Генштаб сокрушается: он видит переброску российских войск на южном театре военных действий… но не видит, куда именно. Американский ISW подсказывает очевидное: войска перебрасывают в районы самых активных наступательных операций. Наибольшее количество боестолкновений — на Ореховском и Пологовском участках.
Причем и сами украинцы, которых российские войска специально изматывают постоянными атаками, также проводят ротацию — на передовую поставляют свежих бойцов теробороны и натовское вооружение.
Российские войска на южном театре ведут одновременно подготовку и к наступлению, и к обороне, констатирует ISW. Оборонительные позиции усиливают на восточном (левом) берегу Днепра в Херсонской области, которая постоянно подвергается украинским обстрелам. Под постоянными атаками, в частности, расположенные на берегу Каховка, Голая Пристань и особенно Новая Каховка — причем ВСУ обстреливают вовсе не только военные объекты (склады боеприпасов, например), и жилые дома.
Время и темпы наступления пока не до конца понятны. По крайней мере, член совета администрации Запорожской области Владимир Рогов заявляет, что российские и украинские войска пока лишь проводят разведку боем и участвуют в позиционных боестолкновениях.
SOHR: легендарные спецназовцы «Силы тигра» пригодятся на Донбассе как профи по городским боям
На Запорожском и Южно-Донецком направлении действует оперативная группировка «Восток», которой командует генерал-полковник Рустам Мурадов. Мурадов участвовал в обеих Чеченских войнах, а затем в антитеррористической операции в Сирии, пишет издание «Акценты».
Он имеет огромный опыт по штурму укрепрайонов. Свой первый орден Мужества Мурадов получил за штурм села Центарой. Второй орден Мужества — за штурм села Шатой, куда бежали из Грозного несколько тысяч боевиков и самые кровавые полевые командиры, от Хаттаба до Шамиля Басаева.
Затем уже в Сирии Мурадов получил звание Героя России за командование войсками при осаде захваченного боевиками города Дейр-эз-Зора. Боевики выстроили здесь кольцевую и глубоко эшелонированную систему обороны. Под городом были многочисленные подземные ходы, в которых укрывались террористы. Вооружены они были минометами, гаубицами и даже имели несколько танков. Так что для российских войск уничтожение 15-тысячной группировки террористов не было легкой прогулкой.
С российской стороны операцией командовал генерал Мурадов, а с сирийской — командир Сухель аль-Хасан, известный как «Аль-Намр», или Тигр.
Генерал возглавляет 25-ю дивизию сирийского спецназа «Сила тигра», бойцы которой еще в прошлом году готовились к отъезду на Донбасс, сообщала Сирийская обсерватория по правам человека (SOHR). Сколько именно сирийских добровольцев воюет на Донбассе, конечно, неизвестно.
Хотя именно на Запорожье генералы Мурадов и аль-Хасан могут применить опыт освобождения крупных городов. Конечная цель наступления оперативной группировки «Восток» — это освобождение Запорожья. И здесь прошедшие сирийскую кампанию военачальники могут вполне применить опыт взятия Дейр-эз-Зора (население почти 300 тысяч человек).
Тогда, по словам генерала Александра Лапина, использовались новые оперативно-тактические приемы: окружение охватывающими ударами и расчленение вражеского гарнизона по частям.