Еще до начала битвы разгадать замыслы врага — значит заранее наполовину выиграть эту битву. Для военных всего мира это аксиома.
В этом смысле крайне важно понять, чего добивается Киев, раз за разом поодиночке или небольшими партиями направляя превращенные в ударные бывшие советские тяжелые разведывательные беспилотники типа Ту-141 «Стриж» в сторону Москвы. В других направлениях, впрочем, те тоже иногда улетают. Но мы сосредоточимся именно на московском направлении. Позже поясню — почему.
Для начала напомню хронику этих попыток прорыва:
— 28 июня 2022 г. украинский «Стриж» сбит средствами ПВО РФ восточнее Курска (457 километров по прямой до Москвы);
— 7 октября 2022 г. подобный БПЛА, пролетев от украинской границы около 300 километров, взорвался в районе крупной российской авиабазы Шайковка (Калужская область, 266 километров до Москвы по прямой), где стоят дальние бомбардировщики Ту-22М3;
— 5 декабря 2022 г. «Стрижами» практически одновременно атакованы авиабазы нашей стратегической авиации в Энгельсе (Саратовская область) и в Дягилево (192 километра до Москвы по прямой) под Рязанью;
— 24 декабря другой «Стриж» упал в Воронежской области в районе военного аэродрома Бутурлиновка (581 километр по прямой до Москвы), на котором базируется полк российских штурмовиков Су-25;
— 6 февраля 2023 г. — снова вражеский «Стриж» и снова Калуга. Беспилотник летел на малой высоте, но зацепился за деревья и преждевременно взорвался. «Сегодня ночью жители окраин Калуги слышали хлопок. Установлено, что в пять утра в лесу недалеко от города в воздухе на высоте 50 метров взорвался беспилотник. Какого-либо ущерба гражданским и социальным объектам нет. Пострадавших нет», — написал глава региона Владислав Шапша Telegram-канале. Отметим еще, что этот Ту-141 направлялся точно не к Шайковке, поскольку к моменту подрыва оставил ее далеко позади и в стороне;
— 26 марта 2023 г. под воздействием новейшей российской станции РЭБ «Поле-21» очередной украинский Ту-141 потерял управление и рухнул на жилые дома города Киреевска Тульской области (203 километра по прямой до Москвы).
Даже беглый анализ этих данных дает, на мой взгляд, право сделать вывод: запускаемые украинскими военными «Стрижи» уже минимум полгода решают две задачи. Первая — создание угроз российской боевой авиации в местах ее базирования. Но этот резон наверняка не главный. Потому что иначе удары наносились бы не разрозненными БПЛА, а массировано. Тогда и результативность атак оказалась бы куда выше.
Относительно Ту-141 возможности такие у Киева наверняка есть. Военные эксперты сходятся во мнении, что приблизительно 200−250 модернизированных с помощью Запада «Стрижей» в арсенале ВСУ еще осталось. Но их там для чего-то берегут. Для чего?
Тут самое время назвать вторую (и, возможно, — главную!) задачу ВСУ в ходе таких операций: неторопливая, тщательно продуманная и очень организованная разведка возможностей системы ПВО РФ на московском направлении. Потому что в Киеве, а еще важнее — в Вашингтоне отдают себе отчет, что самая мощная по общему признанию в мире противовоздушная оборона Москвы все равно не способна создать над нашей столицей и ее окрестностями абсолютно непроницаемый для любых СВН купол. Как ни старайся — прорехи есть и будут. Вот их-то ВСУ с союзниками и пытаются отыскать.
Стало быть, резонно предположить: готовится одновременный массированный налет на Москву всеми или почти всеми оставшимися на Украине сотнями реактивных пятитонных «Стрижей». А может быть — и кое-чем более совершенным, что США еще только готовятся передать украинцам.
Возможно. Но вовсе не обязательно. Вокруг российской столицы и в ней самой в последние месяцы в смысле средств ПВО столько всего понатыкано… Если не забыли — часть зенитных ракетных комплексов «Панцирь-С1» установлена даже на крышах отдельных высотных зданий в центре Белокаменной. «Свободная пресса» 17 февраля написала об этом в статье «С-400 и ЗРПК „Панцирь-С1“ еще не в каждой подворотне Москвы, но к тому дело идет».
Таким образом, если эта стая БПЛА до Москвы и долетит, то точно ни при каких обстоятельствах не сумеет сделать с ней то же самое, что британская авиация с германским Дрезденом 13−15 февраля 1945 года. Когда, если кто не в курсе, там почти мгновенно была стерта с лица земли четверть промышленных предприятий и до половины жилых домов этого крупнейшего культурного и индустриального центра нацистской Германии.
А пара-тройка украинских «Стрижей», если таковые и прорвались бы к Москве в один трагический для нас день, вряд ли многое изменили бы в ходе продолжающейся битвы за Украину. Но если наши враги все же явно, очень продуманно и многомесячно готовят воздушное нападение стратегического масштаба — то что может оказаться его целью?
И вот тут я предлагаю заглянуть в календарь. Менее полутора месяцев осталось до очередного военного парада Победы на Красной площади. Министром обороны Сергеем Шойгу уже объявлено, что 9 мая 2023 года торжественным маршем в честь 78-й годовщины победы советского народа в Великой Отечественной войне по брусчатке главной площади страны пройдут 10 тысяч военнослужащих, воспитанников суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов, участников всероссийского движения «Юнармия», подразделений МЧС, Росгвардии и Пограничных войск ФСБ России. А еще — 125 единиц новейшей боевой техники.
А теперь вот вам сделанное 11 декабря 2022 года в эфире парижского телеканала LCI высказывание французского военного деятеля генерал-майора в отставке, а ныне — профессора Парижской школы международных отношений Института политических исследований Мишеля Пьера Стюарта Яковлефф: ««Они (ВСУ — «СП») могут совершить другие атаки, и на этот раз гораздо более символические. Так что, например, они вполне могут сказать: следующий большой парад в Москве — это военная цель. У вас военный парад, и я стреляю в середину марширующих батальонов».
Это частное мнение выжившего из ума бывшего высокопоставленного военного «лягушатника»? Не похоже. Потому что потомок русских эмигрантов не в первом поколении генерал Яковлефф, у которого от прежней родины осталась только исковерканная инязом фамилия, не столь уж и стар, чтобы впасть в полный маразм. Всего 66 лет.
Кроме того, профессорство в Парижской школе международных отношений, но главное — занимаемая до 2016 года высокая должность в структурах Североатлантического альянса (заместитель начальника штаба Верховного главнокомандования ОВС НАТО в Европе) предполагает и по сей день некую возможную близость к западным центрам принятия решений по Украине. А, стало быть, — и к вырабатываемым там планам боевых действий.
Это, конечно, только версия. Но давайте предположим, что все так и обстоит, как хочется отставному французскому генералу. Что цель заблаговременно подготавливаемого удара — российские парадные расчеты. Вы только попытайтесь вообразить совершенно, как мне кажется, сокрушительную для России в политическом смысле «символичность» такой операции! Если бы она, конечно, удалась противнику.
Но в том-то и дело, что как раз 9 мая «звездный» налет сотен ударных БПЛА с Украины на Москву невозможно даже вообразить. Потому что наверняка именно в праздничный день вдоль всей нашей границы с «незалежной» ради безопасности военного парада будет поднято в воздух все, что возможно. Истребительные полки, оставшиеся в наличии немногочисленные самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 и А-50У. Расчетам ЗРК, ЗРС, ЗРПК, станций РЛС контроля воздушного пространства и РЭБ не нужна будет боевая тревога. Они и так ни свет, ни заря усядутся за пульты управления.
Словом — нисколько не сомневаюсь, что в День Победы предпримут все, чтобы от украинских «Стрижей», если они будут посланы в российское небо, дабы испортить нам праздник, полетели пух и перья еще на дальних подступах. Месяцами так войскам ПВО и летчикам-истребителям работать невозможно. А всего один день — без проблем!
Поскольку в этом не сомневаемся мы — стратеги в НАТО и в Киеве определенно размышляют в том же направлении. И приходят к тем же выводам. Но ведь идея, озвученная генерал-майором Яковлефф, для наших врагов и вправду выглядит слишком заманчиво. Так что вряд ли от нее в Киеве и Вашингтоне легко откажутся.
Тогда что же: 9 мая 2023 года вычеркиваем из дат возможного удара по парадным расчетам? Что остается?
А остается, не исключено, — подмосковное Алабино. Городок, где на плацу 2-й гвардейской мотострелковой Таманской ордена Октябрьской Революции, Краснознамённой, ордена Суворова дивизии каждую весну назначенные для парада войска и готовятся к маршу по Красной площади. Почти в каждодневных тренировках здесь с начала апреля и до самого Дня Победы тысячи солдат и офицеров побатальонно печатают шаг.
Конечно, в Алабино собирают не все 10 тысяч военных, о которых говорил Шойгу. Часть продолжает квартировать в столичных училищах и академиях. Но скажем так: с начала апреля народу а Алабино для тренировок собирают очень много. Боевой техники — тоже. Чем не цель для воздушного нападения? Чем не по генералу Яковлефф: «Я стреляю в середину марширующих батальонов»?
Почему Алабино в период подготовки военного парада — упаси бог — может оказаться куда более реальной целью для массированного налета, чем сама Москва? Основные усилия нашей системы ПВО направлены на обеспечение безопасности именно столицы. Ее окрестности тоже прикрыты, но не столь мощно. И чем дальше от Кремля, тем эффективность такого прикрытия, скорее всего, ниже.
А Алабино все же — в полусотне километров от Москвы. И как раз на полсотню километров на юго-запад. То есть — в сторону Украины. В смысле: оттуда лететь ближе. А вот от Киреевска, на который несколько дней назад совершенно внезапно свалился очередной украинский «Стриж», менее 200 километров. Для ударного реактивного беспилотника — десяток минут лета. Это глазом моргнуть не успеешь.
Словом, тревожно. Но хорошо, что в Генштабе растущую угрозу, кажется, видят и понимают. И уже принимают меры для ее парирования.
Во всяком случае, телеграмм-канал «Рыбарь», ссылаясь на свои источники сообщает: «Спутниковая группировка противника переключила внимание на места проведения подготовки к параду Победы 9 мая и на полигон Алабино.
В центре внимания районы скопления личного состава и техники… В российском Генштабе об угрозе отлично знают. Отданы указания о наращивании группировки и расчета сил и средств противовоздушной обороны для прикрытия мест массового скопления людей и техники".
Прекрасно, если все это сработает и ничего чрезвычайного в ходе подготовки к Параду Победы не случится. Но все же, как представляется, стоит подумать: а нужно ли именно в наступающем апреле тащить в Алабино и располагать там все парадные расчеты? Быть может, часть личного состава на всякий случай рассовать по другим гарнизонам Подмосковья? А на главный плац Таманской дивизии свозить только на пару самых ответственных предмайских тренировок?
Все же не зря говорят: береженого бог бережет. Совместно с усилением ПВО это выглядело бы, уверен, как-то понадежней.