У украинцев наблюдется «снижение мотивационного ресурса». Таким образом рост числа уклонистов от службы в ВСУ объясняет пресс-секретарь сил обороны Украины «Юг» Наталия Гуменюк.
«В самом начале все считали, что сейчас мы мобилизуем все свои ресурсы и через две-три недели сможем остановить это нашествие и выбить его… Когда полномасштабная битва длится уже больше года, когда есть осознание, как это тяжело, что такое противодействовать армии страны, которая в пять раз превышает нас населением, чисто живой силой, тогда и мотивационный ресурс у людей уменьшился», — заявила она в интервью изданию «Суспильне» («Общественное»).
Комментируя сомнительную законность многочисленных случаев задержания призывников без участия наряда полиции, облав и фактического похищения мобилизованных сотрудниками центров комплектования, Гуменюк предложила украинцам «начать с себя».
«Центры комплектования не ставят себе за цель похищать людей. Здесь начинать надо с себя и дать ответ, выполнил ли ты предусмотренные законом вещи, свои обязательства. Каждый ли приходил каждые пять лет в территориальный центр комплектования и сверял информацию о своих личных данных, проходил медкомиссию. Статистика нашей работы показывает, что такого не происходило», — заявила она.
А что, у украинцев было много «мотивационного ресурса идти умирать за Зеленского»? Он вообще был?
— Действительно, режим Зеленского испытывает большие трудности с пополнением своих вооруженных формирований, — отмечает крымский журналист Сергей Кулик.
— В начале прошлого года, еще до начала специальной военной операции, во время своего визита в Киев тогдашний премьер-министр Великобритании Борис Джонсон пообещал, что Украина будет сражаться до последнего украинца. А вчера британская The Times опубликовала шокирующую инфографику, сравнивая данные по украинской демографии за 2021 и 2023 годы. Согласно ей, в позапрошлом году на Украине проживало 200 тысяч парней и столько же девушек двадцатилетнего возраста. Сейчас же число девчат этого же возраста сократилось до 50 тысяч человек, а юношей — до 70 тысяч. Куда подевались остальные? Погибли на фронте, числятся в реестре без вести пропавших, стали дезертирами, эмигрировали за границу. Таким образом, сбываются слова британского экс-премьера: режим Зеленского действительно намерен воевать за англо-американские интересы «до последнего украинца».
«СП»: Мотивационный ресурс снизился? А он вообще был?
— Конечно, был. Весной 2014-го майдановцы, во время государственного переворота сбившиеся в сотни, сформировали так называемые «нацбаты», которые, влившись в ряды Нацгвардии и ВСУ, отправились воевать на Донбасс. Руководствуясь ложным патриотизмом, многие украинцы пошли добровольцами с началом специальной военной операции. В основном это были люди, уже прошедшие зону т.н. АТО.
Желающие легко подзаработать записались в отряды территориальной обороны, рассчитывая ежемесячно получать 30 тысяч гривен за то, что сидя в тихом тылу, где-нибудь в Житомире, Полтаве или Виннице, будут спокойно нести службу на блокпостах и требовать от прохожих правильно произнести слово «паляница», дабы выявить русского «диверсанта».
Правда, подобная легкая жизнь продолжалась недолго — после серьёзных летних потерь большинство легко вооруженных подразделений теробороны были брошены в самую гущу сражений.
«СП»: Как, по-вашему, менялось желание украинцев воевать от 2014-до 2023 года и после?
— За предыдущие восемь лет желающих повоевать было немало. Киев им платил немалые деньги, можно было помародерствовать в домах жителей Донбасса, а риска практически никакого. Да и чем, собственно, они рисковали, издалека безнаказанно обстреливая мирные кварталы Донецка?
Ведь бойцы Народной милиции ДНР и ЛНР, стиснув зубы, старались скрупулезно выполнять Минские соглашения, и если отвечали на огонь ВСУ, то только в крайних случаях. Кажется, году в 2015-м видел сюжет об одном таком украинском добровольце, который раненым попал в плен к донецким ополченцам. Его вылечили, обменяли. Но этот «защитник» Украины, обещавший больше никогда не брать в руки оружие, скоро вернулся на фронт, снова попал в плен. Опять обменяли, опять вернулся воевать на Донбасс. Кажется, потом он все же погиб.
«СП»: И как Киев планирует решать эту проблему? Или ему все равно?
— Она решается с помощью иностранных наемников. Сразу после государственного переворота в Киев потянулись праворадикалы со всего света, записывавшиеся в националистические батальоны. Вспомним, например, как украинские СМ сделали медиа-звездой шведского снайпера неонациста Микаэля Скилта, приехавшего в 2014 году на Украину, чтобы, как он сам признавался, «установить господство белой расы». В последний раз он всплыл в информационном пространстве осенью прошлого года — служит гранатометчиком в одной из украинских бригад. Если, конечно, еще жив.
Сейчас количество иностранных наемников в вооруженных формированиях Украины существенно увеличилось. Главными их поставщиками являются Польша, Румыния, Великобритания, США, Канада и Грузия.
«СП»: А можно ли проблему вообще решить? Или тенденция будет только усиливаться. И все больше украинцев будут бежать, уклоняться
— Закончатся украинцы — в униформу с сине-желтым шевроном обрядят кадровых военнослужащих из Польши и Прибалтики — верных вассалов Североатлантического альянса. Что, впрочем, собственно, уже и происходит. Ведь нам противостоит не Украина, а вся военная машина стран НАТО.
«СП»: Ранее спикер Рады Стефанчук заявил о неспособности Украины сражаться до изнеможения и о необходимости закончить конфликт до конца года. То есть в конце года желающих и готовых воевать совсем не останется? И наемники уже не помогут? Нам главное не идти ни на какие перемирия до конца года.
— Может быть, кто-то в Киеве, понимая всю катастрофичность ситуации, и готов уже выкинуть белый флаг, но заокеанские поджигатели битвы не велят. Неделю назад, комментируя мирный план Пекина, координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности США контр-адмирал Джон Кирби заявил, что Вашингтон выступает против немедленного прекращения огня в Украине, поскольку, по его мнению, перемирие не будет способствовать достижению прочного мира. Вашингтонские и лондонские упыри еще не досыта насосались восточнославянской крови.
По мнению экс-бойца ополчения ЛНР Александра Аверина, если Украина проводит облавы на улицах для продолжения мобилизации — значит, она действительно в этом нуждается.
— И не зря зашла речь о мобилизации тех граждан Украины, кто уехал в Европу. У противника большие потери. По-видимому, данные о численности населения были сильно завышены. Сейчас на Украине проживает уже менее 30 миллионов человек.
«СП»: Непонятно, раньше у них была мотивация воевать. Куда делась?
— Украинцы более склонны к порыву и экзальтации, чем русские. Это дает преимущество на краткосрочный период, но при игре в долгую тот самый мотивационный ресурс неизбежно начинает заканчиваться.
С 1991 года на Украине работала антироссийская пропаганда, прежде всего — в учебниках истории. Российское государство предпочитало это не замечать, итог известен. С 2014 года начала работать военная пропаганда. Она дала свои плоды.
«СП»: Действительно ли им недолго осталось? Некоторые прогнозируют — до конца года…
— «Хорошие возраста» для мобилизации у Киева в общем-то заканчиваются. Значит, будут призывать ограниченно годных. Есть еще ресурс в виде женщин. В этом году сдаваться они не собираются, не нужно испытывать иллюзий.
Украинские границы закрыты сейчас надежней, чем год назад. Возможность уклониться от мобилизации и сбежать у граждан Украины уменьшилась. Полагаю, надо усилить работу с солдатами противника на фронте, ведь туда попадают все менее мотивированные люди. Они станут чаще сдаваться в плен.
Как я уже говорил, России нужно играть в долгую. Раз уж дело дошло до сражений на поле боя, нужно получить от этих сражений максимальный эффект. Этот год Украина продержится, но 2024-й должен закончиться для наших противников крахом. Здесь нужно будет проявить политическую волю и не поддаться на предложения «западных партнеров» о перемириях и всевозможных «минских» соглашениях.
Как мы знаем, все подобные соглашения — обман, попытка выиграть время для накачки Украины вооружением. Украинский вопрос должен быть решен кардинально.