Оборонно-промышленный комплекс России заявляет о производстве в течение 2023 года 1500 танков (включая глубокую модернизацию). В продолжение этого сообщения достаточно правдоподобной выглядит информация одного из профильных российских телеграм-каналов о переброске во второй половине апреля в зону СВО танков с индексом «Объект 640», более известных как «Черные орлы».
Это не Т-14 «Армата», и не Т-90М «Прорыв», но и не Т-62М или противорадиационный Т-55, об отправке которых на Украину говорил зампред Совбеза Дмитрий Медведев. Тем не менее, в консолидированном экспертном мнении «Черный орел» позиционируется как танк, превосходящий по технико-эксплуатационным характеристикам и Challenger 2, и Leopard 2, и любой другой ОБТ* Североатлантического альянса.
Старт НИОКР по проекту «Объект 640» датируется началом 1990-х. Разработчиком выступило основанное еще в конце XIX века предприятие, сегодня называющееся «Омский завод транспортного машиностроения». Первая демонстрация опытного образца, представляющего собой сочетание башни принципиально новой конструкции с модернизированной ходовой частью танка Т-80У, относится к 1997 году, однако о серийном производстве речь тогда не шла.
Основной целью разработки башни новой конструкции стала необходимость повышения защищенности экипажа. С этой целью параллельно с ростом толщины бронирования увеличивался угол наклона броневых листов, что делало машину способной противостоять бронебойным оперенным подкалиберным снарядам. Толщина брони модульного типа в лобовой проекции башни и корпуса составила 800 и 600 мм соответственно. Кроме того, «Черные орлы» оснащены комплексами динамической («Кактус») и активной («Дрозд-М») защиты.
Что касается вооружения, то в первоначальном варианте оно было представлено пушкой калибра 125 мм, спаренного с ней ПКТ (7,62 мм), пулемета «Корд» (12,7 мм), выполняющего функции дистанционной зенитной установки, и дымовых гранатометов. Позже, с целью повышения огневой мощи «Объекта 640» 125-мм орудие было заменено на 152-мм гладкоствольную пушку.
Корпус машины разделен на три изолированных вертикальными бронелистами герметичных отсека. Рабочие места экипажа расположены в корпусе ниже уровня башни, что положительно сказывается на параметрах защиты личного состава.
О ходовых характеристиках 48-тонного «Черного орла»: силовая установка газотурбинного типа мощностью 1500 л. с. (1103 кВт) обеспечивает танку способность развивать на шоссейных дорогах скорость до 80 км/ч, а заправочные емкости — запас хода более чем в 500 километров. Еще один параметр, по которому наш танк явно превосходит образцы НАТО, — удельная мощность. Для «Черного орла» этот показатель составляет 30 л. с./т, западные машины довольствуются 20-ю, в лучшем случае 25-ю л. с. на тонну. К тому же они, как минимум, на 10 тонн тяжелее российского танка, что на мягких украинских черноземах и хлипких мостах означает сплошные логистические проблемы.
Кстати, 12 лет назад генерал-лейтенант Юрий Коваленко, занимавший в то время должность первого заместителя начальника ГАБТУ Министерства обороны РФ, говорил о дальнейшем использовании разработок, полученных при реализации проекта «Черный орел», в процессе создания нового ОБТ, который сегодня известен как Т-14 «Армата».
Что говорят оппоненты, прежде всего — находящиеся по ту сторону линии фронта, объявляющие информацию о возможности появления «Черных орлов» на поле боя недостоверной. Они считают, что единственный «Черный орел» (которым почему-то называют Т-80УМ2) уничтожен в районе Тростянца в Сумской области в самом начале СВО. Правда, рассказы об этом «подвиге» захисников незалежностi быстро обросли фантастическими подробностями — вроде того, что еще пять (?!) образцов единственного танка были взяты как трофеи. В доказательство предъявляется скверное фото груды не подлежащего идентификации металлолома.
Дело даже не в том, какой танк уничтожили (если вообще такое было), а в том, что Т-80УМ2 и «Черный орел» — абсолютно разные машины. Они отличаются массогабаритными характеристиками, вооружением, толщиной бронезащиты, скоростью передвижения, запасом хода и даже количеством гусеничных катков.
Сомневается в возможности скорого появления на украинском театре военных действий «Черного орла» и часть российских экспертов. Правда, по другим причинам. Способность российского танка эффективно противостоять немецким, британским и американским «чудо-машинам» вопросов не вызывает. Беспокоит отсутствие этой модели в серийном производстве.
По той же причине некоторые специалисты считают сравнение технических характеристик «Черного орла» и западных танков некорректным. Один из главных факторов, обеспечивающих успех на поле боя, — количество боевых машин, а оно в случае с «Объектом 640» значительным быть не может. Или мы чего-то не знаем? Может, не зря нам в течение многих лет усиленно вбивали в голову, что сроки принятия образца на вооружение неизвестны и планов запуска в серийное производство не имеется. Мало того, в сентябре 2009-го полковник Владимир Войтов (тогда ВрИО главы военно-научного комитета бронетанкового вооружения и автомобильной техники МО РФ) во всеуслышание заявлял, что танка «Объект 640», или «Черный орел», не существует.
Еще одна причина сомнений в участии «Черного орла» в СВО — дефицит (если не полное отсутствие) запасных частей, опыта оперативного ремонта и квалифицированного технического персонала для этого. Но ясно одно: даже если все наши сомнения обоснованы, то конструктивные и технические решения, использованные при реализации этого проекта, станут весомым заделом для модернизации ОБТ, уже стоящих на вооружении ВС РФ.
*) ОБТ — основной боевой танк.