Российские военные разрушили мост в Черниговской области, по которому украинские ДРГ заходили в Брянскую область. Об этом сообщил военный корреспондент Евгений Поддубный.
По его информации, удар по мосту через реку Судость нанесли летчики Западного военного округа на Су-34. В результате мост, который находится недалеко от села Гремяч, получил значительные повреждения.
Евгений Поддубный уточнил, что летчики использовали ракету «воздух-поверхность» Х-29ТД, разработанную для уничтожения железобетонных сооружений, мостов. Он также добавил, что, судя по тактико-техническим характеристикам в открытых источниках, это ракета малого радиуса действия (до 30 км), но ее модификация может применяться для ударов и в ночное время.
«Из Черниговской области диверсанты, которые подчиняются ГУР Украины, совершали и, думаю, все еще планируют совершать рейды на Брянщину. Поэтому нужен системный подход. Удары по приграничной транспортной инфраструктуре противника — логичный шаг», — считает военкор.
После нанесенных разрушений часть моста полностью не обрушилась, но провалилась, написал журналист, разместив фото пораженного объекта.
«Пехота пройдёт, но техника уже никакая не проедет», — уверен Евгений Поддубный.
Вопрос о том, надо или нет разрушать мосты, в СМИ и в соцсетях обсуждается не один месяц. Многие говорят об ударах «Калибрами», «Кинжалами», другими ракетами, в том числе с использованием авиации.
Да, по мостам идет переброска войск и техники, которая особенно сейчас активно поставляется Западом, к линии соприкосновения. Вместе с тем, многие эксперты отмечают и техническую сложность подобных операций, и гуманитарную составляющую, и о многих других факторах, влияющих на принятие решений об уничтожении любого инфраструктурного объекта.
Военный эксперт, директор музея войск ПВО Юрий Кнутов отметил, что есть различные средства поражения, в том числе «Калибры», которые могут уничтожать цели с высокой точностью.
— Это не новая операция наших Воздушно-космических сил, мы подобные средства поражения применяли по объектам энергетической инфраструктуры Украины. Удары были эффективными.
«СП»: Почему же эти ракеты не применяют для уничтожения крупных мостов, по которым сейчас идет снабжение ВСУ?
— Чтобы ракета долетела, например, до границы Западной Украины с Польшей, она должна преодолеть, условно, пять зон противовоздушной обороны киевского режима, которые оснащены ПЗРК, зенитными установками «Гепард» (Gepard), способными стрелять с помощью зенитных снарядов по крылатым ракетам, и другими ЗРК — NASAMS, IRIS-T
Второй момент, чтобы вывести из строя мост, надо попасть в опоры, а не в дорожное полотно. Оно восстанавливается в течение нескольких дней, максимум недель, и мост начинает снова функционировать. Уничтожение дорожного полотна ничего не даст, а вот точное попадание в опору требует действий диверсионно-разведывательной группы, которая должна пройти через всю территорию Украины и подсвечивать лазером эту опору.
В этом случае ракета с лазерным наведением на 100% попадет. Но мы прекрасно понимаем, что пройти несколько сот километров незамеченными практически невозможно. Можно использовать беспилотник, который будет подсвечивать лазером, но он может быть сбит.
Задача нанесения ударов по мостам не такая простая как кажется.
Что касается восточной части Украины, здесь все проще — насыщенность ПВО на порядок ниже, можно использовать беспилотники, которые подсвечивают опоры или полотно, что позволяет использовать ракеты с высочайшей точностью.
«СП»: Кроме мостов в Западной Украине есть ведь еще и днепровские мосты.
— Здесь такая же история. Надо попасть по опорам, а каждый мост прикрыт ПВО, поэтому крылатая ракета не обязательно долетит до цели, которая ей предназначена. Она не маневрирует в полете свободно, как например, истребитель. Крылатые ракеты идут на малых высотах, но современные радиолокационные средства способны эти цели обнаруживать.
Более того, если посмотреть насыщенность американских и натовских спутников, которые работают по территории Украины, а также на современные натовские РЭБ, то они, конечно, успевают сработать и передать информацию о целях, которые двигаются к таким мостам.
И самое главное — эти мосты выполняют функцию не только по перевозке войск, но и снабжения населения. Уничтожение их фактически может создать гуманитарную катастрофу, что противоречит той политике, которую мы проводим на Украине.
Заведующий кафедрой политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г.В.Плеханова Андрей Кошкин, в частности, отмечает, что вопрос сохранения или разрушения мостов достаточно сложный.
— Это важно и с гуманитарной точки зрения. И с военно-технической. Железобетонный мост крылатыми ракетами (а это дорогостоящее оружие) не разрушишь, надо использовать ФАБы, притом мощные — где-то по полтонны. Для этого нужна авиация. На самом деле, военно-технически это действительно сложно. При этом, мне кажется, надо выйти на вопрос военной целесообразности: если разрушение целесообразно, то он должен быть разрушен.
Если принято решение по мосту, по которому диверсионно-разведывательные группы могут передвигаться на территорию Брянской области и совершать там террористические акты, что он должен быть разрушен.
Это вопрос военной целесообразности, который учитывает и гуманитарную необходимость, и военно-технические возможности, и другие. Мы не разрушители, мы не стремимся разрушить всю логистическую инфраструктуру.
«СП»: — Почему в ходе СВО редко применяются «Калибры», «Кинжалы»? Берегут для возможного наступления ВСУ?
— Это сложный вопрос. Это опять же военно-техническая особенность и целесообразность.
Есть же такое выражение — «из пушек по воробьям». Оно родилось в ходе войн и стало присказкой. Нужна целесообразность. «Кинжал» очень дорогой. Надо его применять там, где его и применяют. Смогли же «завалить» генштаб ВСУ, еще в начале СВО — хранилище, построенное для военно-технического обслуживания ядерных боеприпасов на глубине 120 метров.
Мне кажется, Верховный главнокомандующий Владимир Путин доступно объяснил, когда говорил, что Вооруженные силы Украины в день используют 5 тысяч артиллерийских припасов, а мы — до 7 тысяч, но надо составлять план-график их применения, потому что эти боеприпасы надо доставить до орудийных расчетов.
Там бывает примерно полтора километра вручную приходится доставлять, потому что транспорт дойти не может или он под огнем артиллерии противника. Поэтому Путин сказал, что составляются графики, а некоторые сразу начинают писать в прессе и соцсетях о снарядном голоде и так далее. Это тоже военная целесообразность.
Сейчас есть необходимость аккумулировать снаряды, потому что у командира определенный замысел — он может собрался на утро или через сутки наступать. А как он сможет поддержать мотострелковые части артиллерийским огнем, если у него снарядов нет?
«СП»: А «Калибрами» можно такие сильные удары наносить?
— Можно. У «Калибров» довольно высокий радиус поражения, высокая точность — круг отклонения всего несколько метров. Как только ракета летит дальше, она становится опаснее, но она может нагрузить на себя меньше полезной боевой нагрузки. Таков закон физики. «Калибром» может флотилия с Каспийского моря наносить удары, но донести на себе может не так много боевой части. А подходит ли это? Чтобы разрушить мост, то надо столько «Калибров»…
Надо похвалить Генштаб, который постоянно рассчитывает эти моменты.