Что везет в Китай из России министр обороны Ли Шанфу
Пекин и Москва создают военный союз и бросают вызов Пентагону
Министр обороны Китая Ли Шанфу везет из Москвы огромный пакет стратегических договоренностей. Пекин открыто поддержал Москву в украинском конфликте. И при этом посрамил Запад, который пытался ставить китайским властям ультиматумы.
Роберт Саттер: Китай и Россия сообща выдержат любой «украинский удар»
После того, как Ли Шанфу в воскресенье прибыл в Москву, он был немедленно принят в Кремле президентом Владимиром Путиным. На встрече присутствовал министр обороны Сергей Шойгу. Генерал Ли также побывал в Военной академии Генштаба, которая подписала меморандум о взаимодействии с Академией национальной обороны НОАК.
Основная часть четырехдневного визита засекречена. Пресс-секретарь китайского Минобороны лишь прокомментировал, что Пекин и Москва «укрепили стратегические связи.
Также две страны, по словам пресс-секретаря, обязались «совместно противостоять попыткам внешних сил вмешиваться во внутренние дела». Для Запада звучит угрожающе, учитывая, что Россия поддерживает территориальную целостность Китая. То есть не признает независимость Тайваня, на которую упирает Запад.
Еще один удар по западным интересам — это обещание Ли Шанфу обмениваться военными технологиями и торговать оружием. Генерал Ли с момента его вступления в должность министра обороны отправился за рубеж впервые. И он неоднократно заострял, что специально выбрал Россию: это лишь подчеркивает особенность и стратегическую значимость отношений между двумя странами.
— Поездка Ли Шанфу призвана показать миру, что военные отношения между двумя странами способны выдержать «украинский удар». Это очень прочные отношения! — говорит Роберт Саттер, профессор международных отношений в Университете Джорджа Вашингтона.
Запад, разумеется, беспокоит возможность прямой военной поддержки Китаем России. The Washington Post со ссылкой на секретные документы Пентагона пишет, что принципиальное соглашение на такую поддержку уже есть. При этом, скажем, верховный комиссар Евросоюза по внешней политике Жозеп Боррель заявил, будто в российских вооружениях в Украине (в том числе в системах навигации беспилотников и системах управления огнем танков) якобы находили китайские компоненты.
Никаких официальных подтверждений этого представлено не было. Зато стало поводом, чтобы Конгресс и администрация Джо Байдена начали готовить новые санкции против китайских технологий двойного назначения. Так же как ранее европейцы безосновательно ввели санкции против Ирана, обвинив его в поставках России дронов Mohajer и Shahed.
Джозеф Райт: Китай играет роль главного миротворца планеты
Учитывая беспрецедентный уровень внешней торговли, Китай заинтересован в предсказуемой и стабильной России — и это еще один фактор поддержки Пекином Москвы, говорит профессор политологии Городского университета Нью-Йорка Ся Мин. Ученый уверен, что Запад хотел бы реализовать против России сценарий, аналогичный сценарию 1991 года — смены государственного строя и фактического распада государства.
После начала спецоперации Китай значительно укрепил отношения с Россией. Причем по всем направлениям, а не только в военной сфере. Именно китайский лидер Си Цзиньпин разработал мирный план из 12 пунктов. Запад недипломатично высмеял китайские предложения, в то время, как и в России, и даже на Украине их восприняли всерьез.
Министры иностранных дел Китая и Украины контактировали с начала спецоперации, однако Си Цзиньпин отказался вести переговоры с Владимиром Зеленским.
Китай играет роль миротворца во всех крупнейших мировых конфликтах — в Иране, Саудовский Аравии, а также на Украине, говорит в интервью Voice of America профессор политологии Пенсильванского университета Джозеф Райт.
— Это часть более широкой стратегии публичной дипломатии, которую Китай очень эффективно проводит, — говорит профессор Райт.
При этом, пока продолжается украинский конфликт, США тратят свою военную мощь на Украину, а не на Тайвань. Таким образом, китайцы в целом заинтересованы в отвлечении американских ресурсов.
Вместе с тем, китайцы хотели бы и получить доступ к передовым российским военным технологиям. И именно эти технологии могли бы быть предметом торга, пишет Voice of America. Китайско-российское военно-техническое сотрудничество сводится фактически к закупкам Китаем российских аппаратов, в то время как Москва и Пекин все еще редко ведут совместные исследования и разработки.
Согласно статистике Центра стратегических и международных исследований (CSIS), за последние 20 лет было зарегистрировано не менее 17 случаев репликации китайцами российского вооружения. В частности, Китай получил разрешение на копирование российского истребителя Су-27 для разработки собственных истребителей J-11, а также ракетной системы С-300 для производства собственных ракет ПВО средней и большой дальности Hongqi-9 (HQ-9).
Хотя собственные военные технологии Китая развиваются семимильными шагами, Москва по-прежнему сильно опережает Пекин во многих прорывных технологиях — от создания авиационных двигателей до атомных подводных лодок. Отставание будет уменьшаться.