Тысячи операторов беспилотников были подготовлены на Украине, утверждает вице-премьер по инновациям, развитию образования, науки и технологий — министр цифровой трансформации страны Михаил Федоров.
В эфире телеканала «Рада» он сообщил, что в рамках реализации первой части правительственного проекта «Армия дронов» обучение прошли 10 тысяч операторов БПЛА. По его словам, для финансирования данного проекта по производству и использованию беспилотников было собрано 325 млн долларов от различных стран мира.
Данная программа начала действовать в июле 2022-го и включала массовую закупку беспилотников и обучение операторов для их управления. Разработкой и реализацией программы занимались Генштаб ВСУ, минцифры, а также платформа UNITED 24. Полученные средства расходовались на приобретение украинских беспилотников Warmate 3.0 компании «Укрджет», а также иностранных аппаратов.
О том, что для украинской армии подготовлено свыше 70 рот операторов дронов, в каждую из которых входят около 50−60 человек личного состава, еще в середине апреля военный специалист из ЛНР, полковник Виталий Киселев.
Кроме того, в марте глава украинской Госспецсвязи Юрий Щиголь сообщал о выделении в 2023 году около 867 млн долларов на покупку беспилотников для ВСУ. Он указывал, что дроны являются столь же расходным материалом, как патроны или снаряды — ежесуточно ВСУ расходуют 10−15 аппаратов. В свою очередь минобороны страны называло другую сумму, которую должны были направить из бюджета на закупку БПЛА — 544 млн долларов.
Руководитель запорожского движения «Мы вместе с Россией» Владимир Рогов в марте сообщал, что ВСУ готовят «армию дронов-камикадзе» для нанесения ударов по региону. Он предполагал, что украинская сторона активным образом собирается использовать БПЛА в ходе весеннего наступления.
По словам военного эксперта, редактора сайта MilitaryRussia Дмитрия Корнева, данные украинского министра Федорова вполне могут быть близки к реальности.
— Конечно, исключать того, что могли завысить показатели, нельзя. Но известно об установке для ВСУ практически при каждом взводе иметь беспилотники и, соответственно, оператора для работы с ними. Если мы оценим численность и структуру ВСУ и сопоставим с примерной численностью операторов, то так и получится.
«СП»: Эти операторы могут быть направлены в подразделения?
— Все-таки вряд ли все операторы беспилотников подготовлены конкретно для ВСУ. Часть из них работает со спецслужбами, полицией, МЧС — структурами, которые так или иначе взаимодействуют с армией. И в армии тоже используются беспилотники различных типов — разведывательные, работающие с артиллеристами, танкистами и так далее.
«СП»: В прессе немало говорилось, что у нас немало сложностей на данном направлении.
— Можно, конечно, вспомнить известное высказывание о том, что генералы готовятся к прошлой войне. Пока работой с беспилотниками для военных занимаются частные структуры, волонтерские организации. Есть надежда, что в целом положение изменится после совещания у президента по развитию беспилотной авиации, проходившем в конце апреля. Конечно, производство дронов необходимо наращивать. Скажем, если бы в процесс было вовлечено какое-нибудь из предприятий «Ростеха», то наша армия и силовые структуры получали бы тысячи аппаратов в месяц.
Военный эксперт Алексей Леонков указывает, что ВСУ в последнее время достаточно активно используют дроны для атаки на объекты инфраструктуры.
— Сейчас украинская сторона повышенное внимание уделяет территории Крыма. Нетрудно заметить, что количество беспилотников, атакующих полуостров, растет просто в геометрической прогрессии.
«СП»: Это не случайно?
— Разумеется. Крым считается одной из основных территорий, с которой будет поддерживаться группа войск, находящаяся на запорожско-херсонском направлении. А это направление, в свою очередь, обозначено среди приоритетных в ходе так называемого украинского контрнаступа.
«СП»: То есть, беспилотники в нем будут активно задействованы?
— Верно. Кураторы украинской армии хотят испытать тактику под названием «рой дронов». Она описана в различных учебниках, но ни разу не использовалась в ходе реальных боевых действий. И вот сейчас они намерены проверить, является ли эта тактика эффективной, или нуждается в доработке. К тому же на эту тактику у них завязана стратегия мгновенного глобального удара. Которая, в свою очередь, является подвидом совместной операции по подавлению эшелонированной системы ПВО, где в качестве авангарда как раз и выступает рой дронов.
«СП»: У нас ситуация будет меняться?
— Будет. Есть программа, которая уже объявлена. Средства в нее заложены немалые. Посмотрим, как она будет воплощаться.
Военный эксперт, директор музея войск ПВО, полковник в отставке Юрий Кнутов не сомневается, что беспилотники будут задействованы в ходе анонсированного контрнаступления ВСУ.
— Активные действия с украинской стороны уже идут. И атака на Кремль — один из эпизодов. Также наносятся удары по предприятиям нефтяной промышленности, устраиваются диверсии на железной дороге, попытки атаковать Крым — все это звенья одной цепи.
Параллельно ВСУ пытаются прорвать линию обороны — устраивают разведку боем. Украина уступает нашим военным по всем видам вооружения — артиллерии, бронетехнике, авиации. В чем она имеет преимущество — это в количестве личного состава и дронах.
В феврале Киев сообщал о наличии семи тысяч беспилотников, непонятно, какое число из них составляют ударные аппараты. Сейчас говорят о десяти тысячах операторов, подготовленных в 20 школах. Вполне возможно, что так и есть. Потому что молодые люди с удовольствием в эти школы ходили, а потом самостоятельно повышали свои навыки.
«СП»: В нашей стране идут какие-то подвижки в области военных беспилотников?
— Направление развивается. Мы печатаем комплектующие для них на 3D-принтерах, разрабатываем системы радиоэлектронной борьбы. Но сказать, что у нас имеются десятки тысяч военнослужащих-операторов я не могу, поскольку эти данные закрыты.
«СП»: Как можно противостоять украинским дронам?
— Пока только один способ — системы РЭБ. Они достаточно эффективны, если находятся в районе передовой. Но для этого они должны быть бронированными, защищенными. При этом надо учитывать, что дроны постоянно модернизируются — раз в один-два месяца. Так что, если какой-то беспилотный аппарат удалось заглушить, то трудно надеяться, что через месяц это можно будет осуществить снова.
У него уже новая электроника, система управления, система защиты. Так что, мы должны создавать системы РЭБ с открытой архитектурой, чтобы иметь возможность их быстро модернизировать. Кроме того, они должны быть компактными, чтобы иметь возможность размещать их на различных участках фронта и у объектов социальной инфраструктуры.