Российские военные железнодорожники, выполняют боевые задачи в зоне СВО на четырех бронепоездах. В частности, успешно отражают атаки украинских диверсантов, сообщил начальник Главного управления Железнодорожных войск ВС России генерал-лейтенант Олег Косенков. Все нападения отбиты личным составом бронепоездов с большими потерями для противника.
Правильнее было бы говорить «специальные поезда», но слово из далекого прошлого привлекательнее. А еще у них есть собственные имена: «Байкал», «Амур», «Волга» и «Енисей». Они сопровождают эшелоны с военными грузами и оперативно восстанавливают поврежденные участки путей. Точнее, «чугунку» приводят в порядок как специализированными подразделениями, так и мобильными тактическими группами Железнодорожных войск, сообщает ТАСС.
Среди задач, выполняемых ими в зоне СВО, не только разминирование путей и восстановление поврежденных участков, но и «техническая разведка, наведение переправ, расчистка завалов, выполнение земляных работ». Путейцы в бронежилетах, как и их гражданские коллеги, надежно обеспечивают воинские перевозки.
Военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин напоминает, что наши бронепоезда первыми направляются к местам повреждения террористами путей на территории ЛДНР и в Новороссии:
— Для этого бронепоезда хорошо укреплены, на них установлены крупнокалиберные пулеметы, которые способны работать и для отражения воздушных атак, и по наземным целям. На платформах могут быть в случае необходимости размещены орудия. Это техника для успешного ведения современных боевых действий.
«СП»: Раньше, в начале ХХ века, бронепоезда представляли собой что-то вроде тяжело вооруженного сухопутного корабля, там даже распорядок дня, как пишут историки, был сродни флотскому: били склянки, терминология использовалась морская. Сейчас команда бронепоезда ближе по функциям к саперам и караульным: разминируют пути и не допускают нападения на мирные составы.
— Не только разминируют, но и восстанавливают железные дороги. Они выполняют очень много работы, необходимой в зоне СВО. А в первую очередь — защищают пути сообщения от диверсантов и террористов.
«СП»: Но внешний вид у них — не как у грозных бронепоездов царской армии или РККА 1920−30-х годов?
— А зачем это? Сегодня они не такие бронированные, как в стародавние времена. Ведь выполняют вспомогательную функцию, а не основную, как когда-то. Это в старину они были сухопутными броненосцами.
«СП»: Раньше существовало три категории бронепоездов: тяжелые, легкие и полевые. Сейчас, по сути, остались только легкие и полевые.
— В годы Великой Отечественной бронепоезда показали себя и в Сталинградской битве, и в других местах. В новейшее время они хорошо себя зарекомендовали на Кавказе в 90-е. И сейчас выполняют свою миссию в зоне СВО. А железнодорожные войска перестали считаться сугубо тыловыми, действуют фактически на передовой.
«СП»: В какой-то момент их чуть не расформировали вслед за стройбатом?
— Нашлись умные люди, тормознули этот процесс. Зато, к сожалению, успели расформировать наши боевые железнодорожные ракетные комплексы — БЖРК, замаскированные под обычный состав, пусковые установки ядерных МБР. Сейчас пытаются восстановить, и никак не получается, денег не хватает. Хотя планы такие есть, есть все, кроме финансов…
Да, сейчас, современный бронепоезд обрел несколько иное назначение, чем в прошлом. Прежде всего — разминирование железнодорожных путей и обеспечение прикрытия при их восстановлении. На бронепоезде есть необходимые запчасти и группа ремонта. Также современный бронепоезд способен вести радиоэлектронную разведку и отражать атаки диверсантов. На борту — личный состав от отделения до взвода.
Например, боевой расчет специального бронированного поезда «Байкал», выполняя задачи в зоне СВО, имеет на вооружении зенитную пушку на специальной турели, размещенной на открытой платформе. Это двуствольные зенитные установки 152-мм ЗУ-23. Высота поражения БПЛА, вертолетов и других воздушных целей — до 1,5 км, дальность — 2,5 км. Штатное вооружение, помимо пары зениток, — автоматические гранатометы АГС-17 и пулеметы Калашникова.
Помимо стрелкового оружия в спецсостав могут добавляться платформы с установленными на них танками или БМП. А в случае необходимости и реактивную систему залпового огня разместят. Вообще военный состав — это что-то типа «конструктора», в него могут включаться необходимые для той или иной цели платформы, вагоны, механизмы.
В среднем огневая мощь такого бронепоезда сравнима с парой современных навороченных БМП-3.
Состав оснащен средствами разведки. Ее проводят в том числе с помощью дрона, запуская впереди бронепоезда, чтобы убедиться в безопасности маршрута.
Но есть и что-то общее с предшественниками. Еще тогда впереди традиционно двигалась пустая «платформа прикрытия», предназначенная для того, чтобы не напороться на мину. Хотя гарантировать ничего нельзя, были случаи, когда спецпоезд сходил-таки с рельсов.
Еще с картинками из прошлого роднит то, что стены вагона с боевым охранением защищены броней толщиной 20 мм. Личный состав наблюдает за окрестностями из амбразур. Каждые два часа — смена караула.
По маршруту бронепоезд движется неторопливо, расчет проверяет железнодорожное полотно и примыкающую к нему территорию на наличие фугасов. Обнаружив опасность, оперативно разминируют устройство, либо производят искусственный подрыв. Закладку уничтожают направленным взрывом, стараясь не повредить полотно.
В составе эшелона всегда есть платформа, на которой расположены средства РЭБ, подавляющие радиоуправляемые взрыватели.
И конечно — локомотив, а то и два. Только располагаются они не в начале или конце состава, а посередине, для безопасности. Это, как правило, обычные тепловозы ТЭМ18ДМ, но иногда их окна могут быть прикрыты металлическими листами. Машинист в каске и бронежилете слушает команды наблюдателей, находящихся в конце и начале состава.
Во времена Анатолия Сердюкова бронепоезда ВС РФ чуть было не расформировали. А вообще после Великой Отечественной интерес к ним то появлялся, то исчезал. Так в 70-х, в СССР, когда обострилась обстановка на Дальнем Востоке, на Харьковском заводе были собраны пять бронепоездов БП-1. На платформы ставили танк Т-62 и два БТР-40жд, способные передвигаться по рельсам.
В 90-х для прикрытия ремонтных бригад на железнодорожных ветках Назрань-Грозный сымпровизировали бронепоезда с парой простых БМП на платформах, с пулеметами и гранатометами, укрытыми за мешками с песком. А в 2004-м, в зоне контртеррористической операции в Чечне появились бронепоезда «Терек» и «Казбек».
Был еще особый бронепоезд Волго-Вятского ОМОНа ГУВД на транспорте под названием «Козьма Минин», названный в честь одного из самых известных предшественников Великой Отечественной, построенного в 1941—1942 годах. В 2015-м его передали Росгвардии. Он вместе с другими спецпоездами, прошел модернизацию.
Сейчас бронепоезда можно встретить на Запорожском направлении. Там восстановлено больше сотни километров ранее разрушенных путей, отремонтированы три моста. Их зона ответственности — Сивашский залив и перешеек.
Раньше здесь была приграничная зона. Во время железнодорожной блокады Крыма все обесточили, срезали провода, чтобы заблокировать проезд. Сейчас инфраструктуру восстановили, подали электричество. Однако необходима регулярная техническая разведка.
В случае чего — если на пути предполагается опасность — гудок и экстренное торможение. Обнаружив взрывоопасные предметы, специалисты определяют тип устройства (самодельное или заводское) и взрывателя (нажимного или натяжного действия, электрический, контактный, радиоуправляемый, с проводом). Как и всем саперам, железнодорожным нужны хладнокровие и выдержка.
Самый долгий срок, на который останавливалось движение — шесть часов, когда подорвали мост. Чаще путейцы тратят час-полтора-два, и все — движение восстановлено.
Обстрелы бронепоездов случаются. В том числе из американских РСЗО HIMARS — пытаются достать издали. Безуспешно. А в контактном бою захватить бронепоезд бесполезно даже пытаться. Палить по броне из легкого вооружения — занятие неблагодарное. На очередь из «зеленки» тут же ответят зенитные установки, автоматические гранатометы и снайперы. К тому же, движение спецпоездов прикрывается боевыми вертолетами, о чем могли только мечтать командиры бронепоездов на войнах XX века.