Старт тысячелетия совпал с пиковым ростом мирового интереса к Арктическому региону, сформировав для России принципиально новый комплекс вызовов и угроз. Вопросы освоения северных просторов считают для себя приоритетными не только признанные арктические государства, в число которых наряду с Россией входят США, Дания, Норвегия и Канада, но и страны, не имеющие границ с регионом: Япония, Южная Корея, Индия, Китай. Кроме того, Арктика находится под пристальным вниманием НАТО.
Интерес понятен: огромные (причем до сих пор не тронутые) запасы редкоземельных металлов, углеводородного сырья и биоресурсов. А еще здесь проходит самый короткий, а потому экономически выгодный, маршрут из Азии в Европу — Северный морской путь (СМП). Сегодня эта транспортная артерия, равно как и территория Заполярья, целиком контролируется Российской Федерацией.
Вашингтон и Брюссель спят и видят, как СМП передается под «международную» юрисдикцию. А для достижения своих целей Белый дом, как известно, не остановится ни перед чем. Даже перед боевыми действиями против России, к которым наверняка присоединится Канада. И возникает законный вопрос: «Чем можем ответить?».
То, что только Россия обладает самым современным, уникальным ледокольным флотом общеизвестно. Однако это мирная компонента отечественного арктического потенциала. О военной составляющей известно меньше.
В ближайшей перспективе ВМФ РФ получит четыре ледокольных гиганта, способных сделать СМП не только наиболее быстрым, но и самым безопасным транспортным маршрутом. Эти боевые ледоколы в сочетании с появившимися по всему арктическому побережью военными базами способны парировать удары средств воздушного нападения, эффективно поражать морские и береговые системы противника.
Примечательно, что разработка и создание боевых ледоколов, вооруженных, кстати, самыми современными средствами, потребовало от отечественной оборонки оперативного решения задач, продиктованных климатом региона. Ключевых — три.
Во-первых, ледокольное судно (включая все его технические и эксплуатационные системы) должно обладать возможностью выполнения боевой задачи в условиях экстремального холода, причем круглогодично.
Во-вторых, на эффективность работы систем вооружения не должны влиять ни низкие температуры, ни серьезная ветровая нагрузка, ни высокий уровень вибрации, возникающий при преодолении ледовых полей, толщина которых превышает 1,7 метра.
В-третьих, для изготовления корабля (в первую очередь его корпуса) требуются материалы, не подверженные коррозии даже при чрезвычайно высокой влажности и запредельном уровне удельной солености морской воды.
В настоящее время в состав Пограничной службы по восточному арктическому району принято три сторожевых корабля первого ранга ледокольного класса (проект 22100 «Океан»): «Полярная звезда» (бортовой номер 511), «Петропавловск-Камчатский» (б/н 262) и «Анадырь» (б/н 260). Корабли вооружены 76,2-мм автоматической пушкой АК-167М и двумя крупнокалиберными (14,5 мм) пулеметами на тумбовой установке (МПТУ). Плюс переносные зенитные ракетные комплексы «Верба» и «Игла». Имеется площадка под взлет и посадку противолодочного Ка-27ПС, а также беспилотника вертолетного типа «Горизонт Эйр S-100». Кроме того, производитель предусмотрел возможность использования маловысотной противокорабельной тактической ракеты Х-35У (дальность — 260 км).
Заслуживают внимания и многоцелевые патрульные корабли проекта 23550 «Арктика»: спущенные на воду «Иван Папанин» и «Пурга», планируемый к спуску в следующем году «Николай Зубов». По габаритам это «эсминцы».
Их главная энергетическая установка состоит из четырех 3,5-мегаваттных дизель-генераторов 28−9ДГ и обеспечивает не только уверенный ход корабля в любом из эксплуатационных режимов, но и высочайшую маневренность, что для работы в высоких широтах сверхактуально. Ледокольный потенциал кораблей проекта 23550 таков, что лед толщиной 1,7 метра для них не преграда.
Вооружение представлено 76,2-мм артиллерийской установкой АК-176МА, штатным арсеналом Ка-27 (Ка-226) и БПЛА, размещенными в палубном ангаре. Производитель предусмотрел возможность установки восьми крылатых ракет 3М14 «Калибр». Кроме того, на борту имеется катер на воздушной подушке и два высокоскоростных противодиверсионных патрульных «Раптора» (проект 03160).
Констатируем: вопрос охраны Севморпути многоцелевыми современными кораблями успешно решается. Однако и этим перспективы боевого потенциала ледокольного флота не исчерпываются. Для обеспечения деятельности арктической военной группировки на Адмиралтейских верфях, старейшем судостроительном предприятии страны, построены вспомогательные дизель-электрические ледоколы нового поколения проекта 21180 М. Их отличает мощный энергетический комплекс, современная гребная электроустановка и достаточно большой объем внутренних помещений. Первый корабль этого проекта «Илья Муромец» в ноябре 2017-го введен в состав Северного флота, а его младший «брат» «Евпатий Коловрат» в настоящее время проходит программу ходовых испытаний. Готовится к передаче в состав ТОФ.
Ледоколы российского ВМФ способны самостоятельно (или в кооперации с другими кораблями ледокольного флота России) обеспечить все сферы деятельности наших военно-морских баз в Арктике, а также проводку кораблей Северного и Тихоокеанского флотов в водах региона.
В заключение — о международном праве применительно к Арктике. Поползновения англосаксов «модернизировать» его за счет формирования новых структур для поддержки притязаний США и Великобритании, видны невооруженным глазом. Осуществление их «хотелок» в регионе предполагает мощнейшее давление на Россию. Ответом служит решимость власти и готовность Вооруженных сил РФ отстаивать наши национальные интересы с применением всех возможных средств политического и военно-технического характера.