Польша получила первые пусковые установки американского ракетного комплекса «Хаймарс» (HIMARS). Пять реактивных систем залпового огня были доставлены на военный аэродром под Варшавой в понедельник, 15 мая, украинским транспортником Ан-124−100 «Руслан».
Ценный груз принимали польский министр национальной обороны, вице-премьер Мариуш Блащак и замглавы американского Госдепа Ричард Верма. А саму церемонию транслировало республиканское телевидение.
Эти пять установок, как пояснил Блащак, поступят на вооружение 16-й Поморской механизированной дивизии им. короля Казимира Ягеллончика, расквартированной на северо-востоке страны у границы с Калининградской областью.
«Ее заданием будет сдерживание агрессора на восточном фланге НАТО», — заявил министр. Кто «агрессор», так коварно подобравшийся к натовским рубежам, нетрудно догадаться — конечно, Россия.
Кстати, от польского города Ольштын, где, предположительно, будут размещены РСЗО, до нашего Калининграда каких-то сто километров, а «Хаймарсы» (их называют еще «Химеры») в определенной комплектации способны бить на 300 и даже на 500 км. И к комплексам, которые Варшава уже получила, такие оперативно-тактические ракеты прилагаются. Это те самые ATACMS, которые Киев канючит у Вашингтона чуть ли не в ежедневном режиме.
Напомним, контракт на поставку 18 боевых и двух учебных установок «Хаймарс» Польша заключила еще в 2019 году. Соглашение предполагает передачу 45 баллистических ракет ATACMS, реактивных корректируемых снарядов GMLRS в количестве тысячи единиц, а также тренировочные ракеты LCRR, запасные части и другое необходимое оборудование. Всего на сумму 414 млн долларов.
Командующий артиллерией Войска польского Гжегож Подшуский сообщил, что несколько десятков польских военных уже прошли обучение в США для обслуживания данного ракетного комплекса, а первые стрельбы планируется провести в начале третьего квартала.
Между тем, амбиции польского министра обороны идут гораздо дальше. Он намерен сформировать «более 80 батарей» реактивных систем, а для этого общее количество «Хаймарсов» у польских вооруженных сил необходимо довести до 500 единиц.
О соответствующих планах Блащак заявлял еще в феврале. А вскоре стало известно, что Госдепартамент США дал согласие на продажу Польше 484 комплексов «Хаймарс» с сопутствующим оборудованием, из них 18 установок будут размещены на американских машинах, а остальные на польских грузовиках. Стоимость контракта — 10 млрд долларов.
Кроме того, напоминает в своем Телеграм-канале военкор Юрий Котенок, в начале мая, во время визита на завод Lockheed Martin в США, польский министр обороны заявил о планах Варшавы создать на территории страны «центр HIMARS», который станет хабом по обслуживанию и производству данных систем. А также выразил заинтересованность в приобретении ракет для этих РСЗО с дальностью действия до 500 километров.
Не все поляки, надо сказать, считают такие «амбициозные планы» разумными.
Главный редактор польского издания Nowa Technika Wojskowa («Новая военная техника») Мариуш Челма, например, считает, что 10 миллиардов — немалая сумма для «не такой большой и не такой богатой в глобальном масштабе страны, как Польша».
«Я думаю, что когда в Пентагоне посчитали, что к чему, аж открыли рты от удивления. У США комплексов HIMARS или его гусеничных аналогов имеется в пределах 650 экземпляров. Если учесть, что Польша хочет получить около 500 таких систем, это вызывает недоумение», — прокомментировал он намерения польского Минобороны в интервью Radio TOK FM.
По его словам, к 10 миллиардом, потраченным на одни только «Хаймарсы», нужно добавить расходы, связанные, в частности, с покупкой снарядов, строительством казарм и обучением военных. Опять же, эти системы являются лишь одним из элементов вооруженных сил наряду с ПВО или танковыми войсками.
«В какой степени эти программы вооружения в таком крупном масштабе являются для нас реализуемыми?» — задается закономерным вопросом Челма.
В любом случае, РСЗО «Хаймарс» — это не оружие обороны, хоть польское военное руководство и утверждает обратное. Тем более что уже известно, куда оно будет нацелено.
В то же время, существует и другая версия, ради чего американцы могли одобрить Варшаве этот «жирный», явно ей не по средствам военный заказ. А именно, Штаты все это передадут в долг, но с тем условием, чтобы Польша в ближайшие годы совершила нечто такое, что принесет ей десятки миллиардов долларов. То есть, поляков, таким образом, возможно, подталкивают к мысли силой забрать у Германии те самые 1,3 трлн долларов, которые они выставили ей в качестве репараций за годы оккупации во время Второй мировой.
Выглядит это абсурдно. Но жизнь доказывает, что зачастую даже самые невероятные варианты развития событий могут стать абсолютной реальностью…
— У меня был знакомый страус, и вот когда он в своей клетке прятал голову в песок, он был искренне уверен в том, что его, действительно, никто не видит, — с иронией комментирует запросы польского военного командования президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Межевич. — В этом смысле поляки очень напоминают моего страуса. Они, видимо, исходят из того, что сейчас XI век, и никто не знает реальные экономические возможности Польши. Но на дворе век XXI, польские экономические возможности хорошо известны. Эти возможности отнюдь не маленькие, но никак нельзя про них сказать, что они бесконечные.
«СП»: Насколько заявленные Варшавой масштабы вооружения реализуемы?
— Польша анонсировала закупки военной техники в Южной Корее, США и Германии на сумму, примерно равную пяти годовым бюджетам. Как говорится, ни есть, ни пить, школы не финансировать, про здравоохранение забыть
Но, давайте, скажем прямо: так не бывает. Поэтому здесь можно отметить две вещи.
Во-первых, Польша явно пытается произвести впечатление. На нас, на немцев, на тех же американцев. И показать, что они готовы к чему угодно, когда угодно. На самом деле, они ровным счетом ни к чему не готовы.
Все, что поляки заявляют, это протоколы о намерениях. Предполагалось одно количество «Хаймарсов» по контакту 2019 года, а пока, спустя несколько лет, поступило совсем другое.
Опять же, американские, южнокорейские или немецкие мощности ВПК не планируют работать только на польскую оборону. Вообще, что бы ни производили в Южной Корее (а она рассматривается как крупнейший поставщик танков и САО (самоходное артиллерийское оружие — «СП») для Польши, прежде всего, там будут производить для себя. С учетом того, что у Южной Кореи рядом находится Северная.
И если у Сеула возникнут, простите, какие-то заморочки с Пхеньяном, то Варшава будет ждать — даже оплаченные свои заказы — как у нас в России говорят, до морковкина заговенья. Но это, разумеется, в том случае, если они будут оплачены. А пока контракты не оплачены, они — согласованы. Что не то же самое.
«СП»: Что тогда стоит за грозным тоном министра обороны Польши?
— Польша пытается нас напугать. Напугать белорусов. И напугать немцев, что тоже видно. Но дело в том, что все мы живем рядом с поляками давно, и очень хорошо знаем, что такое польский гонор.
И мы осведомлены о блестящих военных успехах Польши — например, в 1939 году. Кстати, тогда, в конце «тридцатых», Польша была искренне уверена в том, что она справится с Германией.
Так что, польские амбиции нам ясны, мы о них знаем. Но пока они никого не напугали.
«СП»: А как вы относитесь к версии, что поляки готовятся воевать с немцами, чтобы силой забрать 1,3 триллиона долларов репараций за ущерб в годы Второй мировой?
— С юмором. Полякам, еще раз повторяю, нечем воевать. С немцами, с нами и даже с белорусами. Но вот испугать нас — такая задача, действительно, ставится.
Военный эксперт, полковник запаса Виктор Литовкин, в свою очередь, отметил, что польские власти сейчас активно милитаризируют страну, превращая ее в военный лагерь:
— Амбиции польские мы знаем: «Польска от можа до можа», включая нашу Смоленскую область, Литву, Белоруссию
Конечно, полякам может прийти в голову нанести удар с территории Польши по Калининградской области. Несмотря на то, что она хорошо защищена, им же никто не помешает этого сделать.
При этом они должны понимать, что в ответ мы можем нанести по Польше ядерный удар тактическими ракетными комплексами. И не только с территории Калининградской области, где у нас есть целая бригада «Искандеров», которые бьют на 500 км и способны нести ядерную боеголовку. Мы можем ударить с воздуха «Кинжалами», которые несет МиГ-31, или сверхточными крылатыми ракетами Х-555 — с наших стратегических ракетоносцев Ту-95МС и Ту-160.
Вообще в военной доктрине у нас записано: если на Россию нападет государство или коалиция государств, обладающих ядерным оружием, мы вправе применить свой ядерный потенциал. Также мы можем применить ядерное оружие даже в том случае, если на нас нападет государство или коалиция государств без применения ядерного оружия, но под угрозой окажется само существованию нашей страны.
Так что, если поляки вздумают нас атаковать, то, я больше чем уверен, ядерное оружие мы применим. По Украине мы этого делать не будем, потому что украинский народ, хоть и оболваненный, но это наш народ. А поляков не жалко.