Российские войска изменили тактику окружения Авдеевки, бои в которой по кровопролитности не уступают бахмутским. ВСУ безнаказанно укрепляли город с 2014-го, когда население составляло 32 тысячи человек. Сейчас здесь не более 1700 жителей, пишет аналитический центр Grey Dinamics.
Авдеевка оставалась важным пунктом системы обороны ВСУ на боевой линии соприкосновения. Город имел для киевского режима стратегическое значение, поскольку находится на высоте над Донецком, что украинская армия использовала для обстрела столицы ДНР.
Такое же положение занимает, скажем, Берховка между Соледаром и Бахмутом, которая позволяет с высоты обстреливать оба города. Именно поэтому во время контрудара 9 мая ВСУ нацеливались именно на Берховку.
«Авдеевский район был укреплен с 2014 года. Он очень хорошо спроектирован как по высоте, так и по глубине. Украинские тылы к западу от города менее урбанизированы, и поэтому местность — труднее оборонять», — говорит в интервью Le Figaro французский генерал Оливье Кемпф.
Генерал Кемпф: полное освобождение Авдеевки и Бахмута высвободит большую российскую группировку
После освобождения Лисичанска и Северодонецка в июле 2022-го российское командование перебросило силы, задействованные в Лисичанской операции, дальше на север. Одной из альтернатив было освобождение Краматорска и Славянска, однако командование предпочло сосредоточиться на взятии Авдеевки, пишет Le Figaro.
Первоначальная попытка российской армии прорваться в город в лоб не удалась. Одна из причин и заключалась в том, что ВСУ сумели выстроить глубоко эшелонированную оборону. В мощные укрепрайоны были превращены, в частности, заводы угольной и химической промышленности в северной промзоне.
В Авдеевке использовалась такая же тактика, как ранее в Бахмуте: окружение с двух направлений с поэтапным освобождением соседних деревень, пишет швейцарское издание Watson. Переломными для авдеевского гарнизона ВСУ стали освобождение российскими войсками Красногоровки на севере и Водяного на юге.
Полукольцо вокруг Авдеевки замыкалось с востока и севера. Российский плацдарм расширялся со стороны оперативной линии Красногоровка — Веселое — Каменка. Сейчас благодаря успешному продвижению российских войск вектор несколько сместился: Авдеевку освобождают с юго-востока и юго-запада, пишет Центр восточноевропейских исследований (OSW).
Российская тактика ранее доказала эффективность и в Северодонецке. Полное перекрытие путей снабжения позволило добиться того, что из окруженного города ВСУ отступили после месяца ожесточенных боев.
Однако даже взятые в кольцо Авдеевку и Бахмут украинская армия освобождать не хочет. Так что в этом больше политическая, а не военная логика. Отказываясь уходить из Авдеевки, командование ВСУ пытается сковать российские подразделения, пишет Grey Dinamics.
Таким образом, полное освобождение Бахмута и Авдеевки крайне важно для России. Именно это позволит высвободить значительные силы, объясняет генерал Оливье Кемпф. Поэтому бойцы ЧВК «Вагнер» продолжают наступление в западной части Бахмута, чтобы после полного освобождения города бросить силы для подавления украинских контратак на флангах.
Полковник Левандовский: ВСУ боятся быстрого «оперативного разворота» России
На авдеевском направлении действуют, в том числе, части «Вагнера» и 1-го армейского корпуса ДНР, авиация и артиллерия оперативной группировки «Юг». Армейские подразделения, оснащенные танками и БМП, сосредоточены на вскрытии украинских рубежей обороны севернее и юго-западнее города, пишут эксперты OSW.
Судорожное желание ВСУ удержать Авдеевку связано еще и с тем, что Киев пытается сковать российскую группировку. А она могла бы быть использована для удара с Донецкого направления на север (на Краматорск) и северо-запад (в сторону Павлограда и Днепропетровска).
У ВСУ нет резервов для сколько-либо существенной контратаки в Авдеевке. Все свежие и боеспособные подразделения брошены под Бахмут, где сейчас идут кровопролитные бои на флангах.
«Украинская армия все еще находится на стадии формирования, если говорить о многих бригадах — из-за нехватки личного состава и техники. Нехватка персонала также приводит к проблемам с обучением», — говорит польский военный эксперт и полковник в отставке Петр Левандовский, в прошлом участник военных миссий в Ираке и Афганистане.
Никакого «прорыва обороны», о котором талдычит Киев, принципиально быть не может. Это возможно лишь в том случае, если российские войска допустят серьезные ошибки в обороне. Однако Левандовский высоко оценивает подготовку России к оборонительной операции.
«Северное направление имеет второстепенное значение для ВСУ. Такое контрнаступление скорее политико-пропагандистское, чем военно-стратегическое, — объясняет полковник. — Операции будут крайне осторожными с украинской стороны, мелкими шажками. Ведь российская армия может быстро провести так называемый „оперативный разворот“ и сразу перейти в контрнаступление. Украинцы этого боятся».