Тема поставок Киеву многофункциональных легких истребителей 4 поколения General Dynamics F-16 «Fighting Falcon» («Боевой сокол») уже не первую неделю не сходит с первых страниц ведущих западных СМИ. А долгое турне клоуна-попрошайки по европейским (и не только) столицам лишь возбудило к ней интерес, причем не только у профессиональных экспертов, но и у их диванных «коллег» и самостийных пропагандистов. И хотя окончательное решение о поставках Вашингтоном пока не принято, примеры РСЗО «Himars», ОБТ «Abrams» и ЗРК «Patriot» позволяют практически со стопроцентной уверенностью полагать, что устраивающее команду «95 квартала» положительное решение будет принято в самое ближайшее время.
А потому более тесное знакомство с очередным «оружием победы» жовто-блакитного воинства нам кажется весьма актуальным. И разбирать потенциал F-16 мы будем на основе его боевой истории, а за четыре с половиной десятилетия службы «Сокол» принял участие во многих вооруженных конфликтах и локальных войнах, развязываемых США и НАТО по всему миру. И, конечно, характере понесенных в этих операциях потерь.
Примечательно, что даже решение о разработке этого самолета принималось по итогам завершившейся позором для США Вьетнамской войны. В течение трех лет, от выдачи тактико-технического задания (1972 г.) и до победы в конкурсе (1975 г.), компания «General Dynamics» смогла построить и вывести на испытания опытный образец YF-16, а в августе 1978 года первая поставленная в ВВС армии США эскадрилья уже достигла начального уровня оперативной готовности.
Заявки на экспорт F-16 «Fighting Falcon» тоже не заставили себя долго ждать и к настоящему времени различные модификации этого самолета состоят на вооружении военно-воздушных сил двадцати семи государств. Это самый массово эксплуатируемый самолет на сегодняшний день. По состоянию на июнь 2018 года их было выпущено более 6 400 единиц. Не этим ли объясняется настойчивое желание «страны самых смелых президентов» получить машины именно этого типа?
Ну а теперь о боях и понесенных в них потерях. В начале восьмидесятых израильские ВВС пополнили свой авиапарк первыми «Боевыми соколами», которые достаточно быстро были использованы в бою. В небе ливанской долины Бекаа в апреле 1981 года F-16 одержал свою первую победу, сбив сирийский Ми-8. Спустя три месяца «Соколом» был сбит и первый самолет. В период очередной эскалации этого конфликта (1981−1982 гг.) состоялось еще несколько воздушных баталий, в ходе которых ВВС Израиля потеряли пять (по версии сирийской стороны) истребителей этого типа. Относительно небольшие потери среди американских «чудо-истребителей» объясняются тщательным планированием операций с применением авиации и отсутствием средств противовоздушной обороны у противника.
В те же восьмидесятые американскими «Боевыми соколами» обзавелись и Военно-воздушные силы Пакистана, которые после 1985 года стали активно их использовать. Правда, преимущественно против афганских военно-транспортных самолетов. И много реже против афганской боевой авиации, которую можно было пересчитать по пальцам. Именно этим, на наш взгляд, объясняется то, что до 1989 года ВВС Пакистана безвозвратно потеряли всего один F-16.
В период очередного обострения отношений между Пакистаном и Индией в 2019 году дело дошло и до воздушных боестолкновений, в которых по версии индийской стороны был уничтожен еще один «Fighting Falcon» пакистанских ВВС.
А что же Военно-воздушные силы США, первыми, как и положено армии «гегемона», получившие новые истребители? В самой известной американской военной операции — «Буря в пустыне» — проблему борьбы за превосходство в воздухе решали F-15 «Eagle», а «Соколам» были поручены функции истребителя-бомбардировщика и целеуказания. Однако понесенные ими потери, составившие три уничтоженных в воздухе и четыре поврежденных, вернувшихся на базу, но списанных впоследствии, представляют пищу для серьезных размышлений.
Во время варварских бомбардировок Югославии «самый мирный на свете» Североатлантический альянс использовал военно-воздушные силы нескольких стран-участниц. Кроме США, мирные города бомбили F-16 Дании, Бельгии, Нидерландов, Норвегии и Турции. Введенная бесполетная зона и уничтожение большей части югославской авиации на земле сделали воздушный бой редким исключением. Однако и это не помогло американцам избежать потерь — два сбитых в воздухе и три списанных из-за повреждений «Сокола» — это лишь то, что официальный Вашингтон вынужден был признать.
Во время Сирийской кампании, где страны западной коалиции нагло, впрочем, как и всегда, вмешались в конфликт законной власти и вооруженной оппозиции, натовские «Боевые соколы» использовались исключительно для ударов по наземным, не защищенным более или менее серьезными средствами ПВО, целям. Тем не менее только турецкие ВВС за период с 2013-го по 2014-й годы потеряли два (некоторые источники говорят о трех) F-16, сбитых или получивших несовместимые с дальнейшей эксплуатацией повреждения. Не менее четырех «Fighting Falcon» Анкара потеряла в ходе воздушных боев с самолетами Греции.
Какой из этого следует вывод? Несмотря на активное использование F-16 в конфликтах низкой интенсивности в различных регионах мира (Северная Африка, Ближний Восток) можно констатировать, что любое их боевое применение сопровождалось присутствием трех ключевых факторов:
минимальной угрозой со стороны противовоздушной обороны противника;
наличием бесполетной зоны над территорией боевых действий;
уничтоженной на земле или отсутствующей как таковая авиацией противника, что сокращает практически до нуля число воздушных боев.
Очевидно, что оценка боевого опыта разработанного почти полвека назад многоцелевого легкого истребителя General Dynamics F-16 «Fighting Falcon» не может быть однозначной. Самолет неоднократно модернизировался, перманентно повышая технические и эксплуатационные характеристики, что диктовалось его активным использованием в условиях реальных боевых действий. Поэтому способность любой из существующих сегодня модификаций «Боевого сокола» выполнять поставленные задачи, включая патрулирование, поиск и поражение воздушных и наземных целей, сомнений не вызывает. Отсюда заслуженный престиж, международное признание и солидный счет боевых побед. Но это, так сказать, одна из сторон медали.
А с другой — достаточно высокая степень уязвимости «Fighting Falcon» даже со стороны морально и технически устаревших зенитных ракетных комплексов. Без потерь F-16 воевали только тогда, когда у противника напрочь отсутствовала истребительная авиация и ПВО.
Таким образом, так лихорадочно приближаемая Зеленским встреча даже самых последних версий «Боевых соколов» с многоцелевыми сверхманевренными российскими истребителями поколения 4++ Су-35 или ЗРС С-300В4 (не говоря уже о ЗРС С-400 «Триумф»), вряд ли прибавит американцу боевой славы. А вот существенно проредить их ряды и напрочь испортить десятилетиями создававшуюся среди натовских союзников-вассалов и других «зависимых», вроде Сингапура, Южной Кореи или Бахрейна, репутацию, очень даже может. Ведь большинство настоящих эксплуатантов F-16 «Fighting Falcon» склонны сильно переоценивать его боевые возможности, а процесс потери «чудо-самолетом» ореола «оружия победы», через который в стране «самых больших прапоров и тризубов» уже прошли «Байрактар ТБ2», гаубица М777, РСЗО «Himars», ЗРК «Patriot» и многие другие, может окончательно лишить их этих иллюзий. А компанию «General Dynamics» сверхприбылей. Готов ли к таким рискам все быстрее дряхлеющий «гегемон», узнаем в ближайшее время.