Любой из британских чиновников может рассматриваться как законная военная цель, заявил заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев в ответ на слова министра иностранных дел Великобритании Джеймса Клеверли, который заикнулся о праве Украины «проецировать силу» за пределы своих границ, комментируя атаку самостийных беспилотников на Москву.
«Бестолковые чиновники Британии, нашего извечного врага, должны помнить, что в рамках общепризнанного международного права, регулирующего ведение боевых действий в современных условиях, включая Гаагскую и Женевскую конвенции с их дополнительными протоколами, их положение также можно квалифицировать как пребывание в состоянии войны», — написал Медведев в своем Твиттере*. «В таком случае любое ее [Британии] должностное лицо (как военное, так и гражданское, содействующее войне) может рассматриваться как законная военная цель», — подчеркнул политик.
Итак, очередная угроза? А исполнять-то будем? И как вообще доставать «законные цели» в Британии?
— Есть такая тенденция: у нас множество вполне официальных лиц, находящихся на самом верху вертикали власти, стали видными карбонариями и радикалами, — говорит редактор портала «АПН — Северо-Запад» Андрей Дмитриев. — Из последних примеров: член комитета Госдумы по обороне Гурулев требует ликвидировать Зеленского и военно-политическое руководство Украины (к этому вообще только самый ленивый не призвал).
Или губернатор Белгородской области Гладков хочет отвоевывать Харьковскую. В первых рядах тут «железный» Дмитрий Медведев, посты которого в соцсетях косплеят материалы запрещенной газеты «Лимонка» 25-летней давности.
Вопрос в том, что за словами должно следовать действие, как, например, практиковалось у большевиков. Кстати, любопытно, что сейчас даже у правых патриотических блогеров появилась тенденция позитивно оценивать роль Ленина-Сталина, потому что у них таких расхождений не было. Скажем, волонтер Александр Жучковский пишет, что пора переходить к советским методам в борьбе с вредительством в ходе СВО. Или вспоминали о сыновьях Сталина в связи с обменами «азовцев"**.
А если угрозы остаются виртуальными, то рано или поздно их нагромождение перестает восприниматься всерьез. Похоже, эта стадия уже наступила. Поэтому, когда Медведев грозит смертью англосаксонским политикам (специально размещая это в Твиттере — для западной аудитории), вряд ли он кого-то напугает.
Что по сути вопроса, то уничтожать в первую очередь нужно известных украинских военных преступников, чего почти не происходит. На Западе же стоит брать пример с самих «партнеров» и бить по инфраструктуре. Вот они взорвали «Северный поток-2», а что там с газовыми СПГ-терминалами той же Англии? Если они вдруг взлетят на воздух, то эффект для обывателя будет посильнее, чем от убийства какого-нибудь клерка с Даунинг-стрит.
— Дмитрий Анатольевич, конечно, своим резким стилем высказываний, с одной стороны, вернул себя в актуальное политическое поле, а с другой — прослыл популистом, — считает доктор философских наук, зав. кафедрой социологии и управления БГТУ им. В.Г. Шухова Михаил Игнатов. — Одно только высказывание про «красные линии», которое было впервые озвучено им, по большому счету, дало аргумент нашим врагам в информационном противостоянии. Тем не менее, не стоит забывать, что он юрист. И если есть доказательство прямой причастности Англии к организации атак БПЛА, то его высказывание имеет право быть истинным.
«СП»: По словам Медведева, согласно международному праву, регулирующему ведение боевых действий в современных условиях, включая Гаагскую и Женевскую конвенции с их дополнительными протоколами, положение британских чиновников также можно квалифицировать как пребывание в состоянии войны. Как это понимать?
— Официально война нам не объявлена, хотя фактически, чего уж тут скрывать, она идет. Но все-таки еще надо доказать связь британских чиновников с атаками на Россию. Проще говоря, соблюсти формальности. А так, фактически, конечно, мы в состоянии войны со всем так называемым западным миром.
«СП»: Медведев подчеркивает, что любое должностное лицо Британии (как военное, так и гражданское, содействующее войне) может рассматриваться как законная цель. Не перебор?
— Да, может рассматриваться. Мы, фактически, с ними воюем. Убиваем наемников из западных стран, уничтожаем их оружие, поставленное на Украину. Перебор ли это? А бомбить Донбасс восемь лет — не перебор? А возрождать нацизм на Украине — не перебор? А вводить санкции по необоснованным поводам — не перебор? Что посеяли, то пожнут.
Другой вопрос, что мы в отличие от стран Запада и Украины не приемлем террористических методов и убивать чиновников посреди Лондона не станем. Если, конечно, Лондон не будет окружен в этот момент нашими танками.
«СП»: Хорошо, признали законной целью. Это что, ликвидировать британских чиновников? Как делает Израиль, который даже не открещивается?
— Ну, во-первых, те же британские чиновники очень любят посещать центры принятия решений на Украине. А нашим ракетам эти центры очень не нравятся, и по ним попадает. Если при этом там оказался британский чиновник — все случилось, как и должно было. Во-вторых, оперативная работа наших спецслужб, хоть и столкнулась с новыми трудностями, но разве мы не та страна, что росла под сериал «Семнадцать мгновений весны». А то, что Израиль ни от чего не открещивается, думаю, и так понятно, почему. Пока мир однополярный в пользу хозяев Израиля, ему можно многое. Но долго ли такое положение дел еще продлится?!
«СП»: Насколько эффективны ликвидации и теракты чужими руками? Означает ли такая тактика, что пропагандистский эффект не столь уж важен, или «все равно всем понятно»?
— Я думаю, что мы прошли ту точку, когда уже все определились. Пропаганда потеряла свой первоначальный эффект, баррикады расставлены, и каждая сторона конфликта находится в ситуации «все равно всем понятно».
Мы на том пути, когда историю будут писать победители, а не объяснения из того или иного медиа. Осталось только достичь победы. Что касается эффективности терактов чужими руками — не те времена, когда можно было спрятать руку кукловода. Лицо заказчика проявляется — если не сразу, то очень быстро.
«СП»: Хотя бы предателей и перебежчиков мы могли бы доставать?
— А зачем? Что даст устранение? Ресурсов, прежде всего человеческих, потребуется много. А ущерб, нанесенный предателем, не отыграть. Да и страшнее самой смерти может быть только ее ожидание. Пускай ждут.
— Объявление цели законной и нанесение по ней удара — две огромные разницы, — убежден историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский. — В данном случае имеется в виду, что, если цель окажется в зоне досягаемости, и её поражение будет целесообразным, то пусть враги не плачутся, что их побили…
Точечная ликвидация какого-либо человека эффективна лишь тогда, когда на нем завязаны все нити управления. Без разницы от того, чьими руками замысел воплощается в жизнь. Например, если это харизматический лидер не слишком многочисленной повстанческой группировки, действующей в джунглях какой-нибудь страны «третьего мира»: не станет вождя — разбегутся и партизаны.
А если система управления выстроена, то убийство лидера окажется не более, чем громкой акцией: вспомним сколько раз бандеровцы устраивали вылазки против лидеров Донбасса. И что, они достигли желаемого убийствами Захарченко, Гиви и Моторолы? Нет, не достигли. Кстати, именно по этой причине наша сторона не устраивает точечных ликвидаций в Киеве. Какой смысл тратить ресурсы на какую-то крупную бандеровскую фигуру, если её смерть не приведёт к развалу украинской армии или государства?
«СП»: В нашей новейшей истории много известных предателей, начиная с Калугина и Гордиевского и заканчивая современными. Почему даже они не уничтожены до сих пор? Дорого, хлопотно или их так хорошо охраняют?
— Ни одна уважающая себя спецслужба не станет тратиться на такую мелочь, как ликвидация перебежчиков, если те превратились в то, что называется отработанным материалом — вроде Калугина и Гордиевского. Ибо негоже отправлять на банальную «мокруху» тех, кого годами готовили к куда более ответственным заданиям. Если и ликвидируют перебежчиков, то тех, чья деятельность могла бы принести существенный вред, превышающий затраты на ликвидацию.
* Социальная сеть внесена Роскомнадзором в реестр сайтов, заблокированных на территории РФ.
** Украинское военизированное националистическое объединение полк (батальон) «Азов» решением Верховного суда РФ