Говоря о приоритетности перспективного развития беспилотного сектора современной авиации, с самой высокой долей вероятности следует рассматривать разработку и создание высотных (средневысотных) беспилотных летательных аппаратов. Включая и один из наиболее востребованных в рамках современной (сетецентрической) войны — разведывательные стратосферные БПЛА.
Не менее интересными, хотя и не до конца протестированными в условиях реальных боевых действий, профильные эксперты считают беспилотники, выполняющие свои боевые функции в качестве «ведомых» у пилотируемых боевых самолетов, действуя против всего возможного спектра целей (наземных и воздушных). Однако это безусловно высокотехнологичные, а значит, сложные и, мягко говоря, дорогостоящие изделия. Все вышесказанное дает нам основание утверждать, что жесткие законы войны, а экономическая компонента одна из ее ключевых составляющих, спровоцируют перманентно растущее (возможно даже в разы) применение противоборствующими сторонами малогабаритных и малозаметных беспилотников, в перечень боевых возможностей которых наряду с ведением тактической разведки будут входить целеуказание, корректировка огня и противостояние «коллегам по классу» со стороны противника.
А теперь к конкретике. Представители Санкт-Петербургского Конструкторского бюро «Око» сообщили корреспонденту ТАСС об успешном завершении (в зоне спецоперации «Z») программы испытаний дронов-камикадзе «Привет-82» — и стартовавших после нее оснащениях беспилотников боевой частью и подготовке воюющих против жовто-блакитного воинства подразделений к их применению. В программу испытаний, проходивших на территории Донецкой и Луганской областей РФ включались: функционирование радиоканала управления, дальность полета и уровень устойчивости беспилотника к воздействию самостийных комплексов РЭП. Представители оперативно-боевых тактических формирований (ЧВК «Вагнер», «Каскад», «Восток», подразделения Росгвардии) дали самую высокую оценку новым БПЛА.
По информации компании-производителя в зоне специальной военной операции в настоящий момент находится двенадцать беспилотников «Привет-82», способных нести порядка 5,5 килограммов полезной нагрузки на дальность до тридцати километров с крейсерской скоростью около 90 км/ч. Там же разработчик испытал в условиях реальных боевых действий разведывательную версию «Привет-82», учтя поступившие в его адрес рекомендации. В качестве главного пожелания военных можно позиционировать модификацию установленной на БПЛА камеры, после чего его серийное производство станет не просто возможностью, а реальной необходимостью. Существенно (до полутора часов) вырастет и продолжительность его автономного нахождения в воздухе.
Говоря о боевых возможностях данного дрона-камикадзе самолетного типа, оснащенного электродвигателем, следует вспомнить его способность нести в качестве полезной нагрузки 82-миллиметровую мину. Откуда, собственно, и сформировалось цифровое обозначение индекса этого «Привета». Взлетает он при помощи катапульты, используя электронную стабилизацию полета и развивая сравнительно небольшую скорость, которая в момент пикирования БПЛА на цель возрастает до 160 км/ч. Наведение осуществляется в соответствии с координатами, полученными от глобальных навигационных спутниковых систем (GPS, ГЛОНАСС) или работающего в ручном режиме оператора. Управляется в частотном диапазоне 915 МГц…2,4ГГц, а видеосигнал, передающийся на расстояние прямой видимости, не превышающее трех километров, (применение ретранслятора обеспечивает увеличение этой характеристики до 15 километров) — использует частоты от 1,2 до 5,8 ГГц.
Примечательно, что предварительный выход на цель, выполняется по вводимым в программу беспилотника данным GPS или ГЛОНАСС в режиме радиомолчания, и лишь на заключительном этапе оператор осуществляет уточнение целеуказания. Это позволяет в случае необходимости быстро перенацелить «Привет» и наделяет его способностью поражать мобильные и высокоманевренные цели.
В настоящее время в «боевой готовности» находится несколько десятков предсерийных изделий, предварительно озвученная стоимость которых составляет порядка 110 000 ₽ или чуть больше $1 360. В контексте анонсированного производителем скорого появления серийных БПЛА «Привет-82», следует упомянуть и о других изделиях, разрабатываемых в рамках данного проекта — дронах-камикадзе самолетного типа «Привет-120» и «Привет-миниS».
Первый из них, является по сути своей сверхбюджетной (300 000 ₽ или $3 700) крылатой ракетой, оснащенной двигателем внутреннего сгорания, разработанного для установки на сельскохозяйственной технике. Откуда, собственно, тот самый, столь «полюбившийся» поклонникам Бандеры тарахтящий звук. Эта 5-сильная силовая установка обеспечивает 120-му «Привету» полет на дальность до двухсот пятидесяти километров со скоростью порядка 100 км/ч. И доставку к намеченной цели шестнадцати килограммов полезной нагрузки.
Его «коллега» по серии «Привет», получивший индекс «миниS», прошел достаточно быстрый путь от прототипа до представителя конкретного проекта малого дрона-камикадзе, летающего со скоростью 120 км/ч и килограммовой боевой нагрузкой на расстояния до двух километров. Запускается «с руки» и управляется оператором посредством FPV-наведения. Разработан для уничтожения пулеметных расчетов, снайперских групп и других слабозащищенных целей.
Для справки: в настоящее время создается версия, способная нести двухкилограммовый заряд (выстрел РПГ), что позволит успешно применять ее против легкобронированной и даже тяжелобронированной (при попадании в уязвимые проекции) техники.
И в заключении о технологических особенностях беспилотных летательных аппаратов, разрабатываемых Конструкторским бюро «Око» (г. Санкт-Петербург). Главными критериями проекта «Привет» были определены: высокая серийность производства и минимальная конечная стоимость изделия в сочетании с внушительным боевым потенциалом. Уже сегодня руководство компании-производителя сообщает о готовности выпускать около сотни беспилотников в сутки или примерно тридцать шесть с половиной тысяч боевых дронов в год. И несмотря на то, что продиктованная минимизацией стоимости «внешность» БПЛА пока производит впечатление продукции кружка авиамоделистов, результаты, полученные в ходе испытаний, позволяют рассчитывать на горячую к ней «любовь» со стороны шароварных захисников евроатлантической солидарности. Как минимум, не меньшую нежели они испытывают к «мопедам» типа «Герань-2».
Кроме того, следует помнить, что БПЛА находятся лишь на начальном этапе своего боевого пути и их выход на стадию крупносерийного производства, вне всякого сомнения, положительно скажется не только на их техническом и технологическом совершенствовании, но и на перманентном росте их боевых возможностей.
Не менее интересными представляются и разрабатываемые КБ «Око» сценарии боевого применения «Приветов», призванные содействовать росту его эффективности. В числе таких следует выделить концепцию «Подхват», предполагающую вылет БПЛА из тыловых районов и работу на финальном этапе траектории в режиме радиомолчания. Что минимизирует не только риск их обнаружения и уничтожения, но и возможности противника по своевременному развертыванию своих средств ПВО.
Привлекает в планах питерских конструкторов и перспектива «обучения» своих изделий действовать в режиме «бесшумная атака», при активизации которого отключается силовой агрегат и для предотвращения эффекта авторотации блокируется винт. Что позволит российским бойцам передавать «Приветы» укровермахту в абсолютной тишине.
Таким образом можно с большой долей вероятности предполагать, что теория «беспилотного шторма» приобретает все более реалистичные очертания, а малоразмерные и малозаметные дроны-камикадзе, вне всякого сомнения, внесут посильную лепту в дело достижения поставленных Верховным Главнокомандующим ВС РФ целей спецоперации «Z».