В Крыму только в ночь на 15 июня и утром были сбиты или заглушены девять беспилотников. Шесть — на счету сил противовоздушной обороны (ПВО). Три заглушено и посажено средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), в результате один беспилотник «сдетонировал в селе Докучаево Красногвардейского района», рассказал глава республики Сергей Аксенов в своем Telegram-канале.
Жертв нет, никто не пострадал. Взрывом выбило стекла в жилых домах. На месте происшествия, в самом центре полуострова, в 40 км от Симферополя уже работают оперативные службы, передает «Свободная пресса». Это не первая массовая атака беспилотников на Крым. Предыдущая произошла также в ночь (на 4 июня), тогда было сбито пять беспилотников и заглушено еще четыре. Тогда при падении БПЛА в Джанкое тоже были выбиты стекла в трех частных домах и двух автомобилях.
Военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков считает, что вся «прелесть» беспилотников в том, что его можно запустить с любого места, аэродром не нужен:
— Главное в них — это система управления, которая сможет довести беспилотник до цели — неважно, воздушный он или надводный. Воздушный, чисто теоретически, можно вообще запускать в Крым или еще куда-то из Винницы на Западной Украине, и через систему Маска контролировать полет на дальность до 1900 километров. Именно такой диаметр устойчивой связи в формате 5G поддерживает каждый спутник «Старлинк». Но для этого на БПЛА надо поставить соответствующий модуль, который работал бы в нужном формате.
«СП»: Судя по обломкам в Крыму, там уже нет ни турецких «Байрактаров», ни бывших наших еще советских «Стрижей», валяются какие-то новые беспилотники, похожие на «Аист-100» (по-украински «Лелека»), который, как пишут, был принят на вооружение ВСУ в 2021 году, такие аппараты выпускали в Днепропетровске.
— Не забывайте, что мода на беспилотники достаточно давняя. Сами корпуса можно делать при желании где-нибудь на «станции юных техников». Были же раньше авиамодельные кружки. Но сам-то планер сделать можно, а главное — начинка беспилотника, что у него внутри.
«СП»: И какая там электроника? Писали про ударный беспилотник «Укроборонпрома», который на первоначальном испытании имел боевую часть весом 75 кг и дальность полета у него должна быть до 1000 км. Среди дронов, используемых украинской армией, есть, например, БПЛА H10 Poseidon II, который стоит 300 тысяч евро. А есть и «китайские аналоги», выпускаемые частными фирмами.
— С электроникой самое интересное. Специалисты могут по ней сказать, «откуда родом» тот или иной беспилотник, из каких комплектующих он сделан. По ним можно примерно предположить, кто был спонсором всего этого безобразия. Понятное дело, что страны НАТО все поставляют. У них там индустрия беспилотников развивается давно. Долгое время американцы были в ней лидерами, у них на вооружении число беспилотников измерялось числом порядка десяти тысяч и выше.
Но это раньше американцы были пионерами беспилотостроения. А сейчас многие страны их делают. Это же вам не большая авиация со всеми технологическими цепочками, с мощными авиационными двигателями, бортовой и наземной аппаратурой, системой автоматического управления
«СП»: Плюс немного (или много) тротила для взрыва не месте?
— Это да. Но поймите, что, когда беспилотник запускают, там всегда приходится блюсти баланс бортового оборудования и взрывчатки, иначе не долетит.
«СП»: Чтобы не долетел гарантировано, у нас есть «Панцирь-С1», сбивший пять беспилотников в Подмосковье?
— Вообще-то «Тор-М2» хорошо с БПЛА справляется. «Панцирь-С1» тоже может это делать, но по большей части если беспилотник летит ровненько и не маневрирует. А если он начинает показывать фигуры высшего пилотажа, в дело включается «Тор-М2». Если беспилотник композитный, прямо весь-превесь, это тоже клиент данного средства ПВО.
«СП»: Крым у нас защищен примерно, как Москва. Так было и в советские времена и теперь, после возвращения полуострова в состав России. Ситуация по силам ПВО возвращается на круги своя?
— Первым вопросом, который начали решать при возвращении Крыма, стала его защищенность. Мы же понимали, что рано или поздно туда попрут средства воздушного нападения. Поэтому поставили эшелонированную систему ПВО. Там есть и С-400 «Триумф», и «Буки», и «Торы», и другие решения — например, мобильные средства. А после начала СВО произошло еще и усиление системы ПВО Крыма.
Ведь там очень много объектов массового пребывания. А есть еще такое понятие, как «курортный сезон», и желание нашего противника его всеми силами испортить. Есть экономика Крыма, которая зависит от воды, а последствия взрыва Каховской ГЭС, конечно же, скажутся на ней. Понятное дело, что противник готов уничтожать гражданскую инфраструктуру, ведь они утверждают, что «Крым — это не Россия». А их хозяева в США с этим согласны, говорят: «Делайте что хотите». Такова реальность, Крым — прифронтовая зона.
«СП»: Тем не менее, до центра полуострова долетает только примерно каждый десятый беспилотник?
— Если они летят на относительно низких высотах, то дальность действия радиосвязи с пилотом-оператором небольшая, километров семьдесят-сто. Если летать дальше на такой же высоте, чтобы оставаться малозаметным для наших комплексов ПВО и РЭБ, то на беспилотник придется ставить специальную аппаратуру, о которой мы говорили: приемо-передающие устройства, позволяющие через спутники управлять БПЛА в режиме реального времени.
Но такими беспилотники, как правило, управляют два оператора: один следит за полетом, а другой — за взрывчаткой, чтобы она случайно не сдетонировала. И, несмотря на это, у такого рода комплексов БПЛА есть уязвимость. Их аппаратура, изначально гражданская («Старлинк» Маска) работает в миллиметровом диапазоне, а это как раз то, что очень любит наш комплекс РЭБ, который их и подавляет.
Но тут уж делать нечего: хочешь далеко полететь, будь готов к тому, что связь отключат. Поэтому наши противники и разъединили операторов, чтобы не произошел подрыв беспилотника в воздухе.
«СП»: Что можете сказать о перспективе применения нашими противниками ударных боевых беспилотников? Была атака из Одессы месяц назад в количестве 20 дронов, запускали БПЛА по Крыму десять дней назад — десяток, и сейчас — опять десять. Наверное, и в дальнейшем будут такого рода угрозы?
— Думаю, они будут происходить на регулярной основе. Если какому-то трехзвездному генералу США придет в голову новая тактика применения беспилотников, ее тут же опробуют на Украине.
Ведь у американцев есть очень интересная для них задача стратегического характера — совместные операции по преодолению и подавлению эшелонированной системы наших ПВО. В ней БПЛА играют роль авангарда, то есть должны возбуждать и провоцировать нашу систему ПВО, а вслед за беспилотниками выдвигаются силы тактической, бомбардировочной авиации, включаются наземные комплексы, задача которых полностью снести нашу эшелонированную систему ПВО, чтобы иметь возможность действовать по тылам. Такая методика у них разработана, ее элементы они опробуют сейчас.
«СП»: Значит, идет разведка боем и радоваться по поводу 90% сбитых БПЛА противника не стоит, а надо быть всегда готовыми, как пионеры?
— Конечно, радоваться рано. Ведь у них проходит своего рода «научно-исследовательская работа» в реальных условиях. Противник уже не скрывает, что готовится с нами сразиться по серьезному. А пока за «идеалы демократии» страдает Украина, «утилизируя» своих граждан"…
По относительно недавней информации, в ВСУ было 7000 дронов. Сейчас цифра уже снизилась в открытых источниках до двух тысяч. Зато в российской армии число беспилотников растет, причем среди них есть такие, что на данный момент не по зубам РЭБ противника, которому остается одно: палить в небеса из всех видов стрелкового оружия.