За более чем пятнадцать месяцев специальной военной операции военкоры не раз удивляли нас полетом фантазии «полевых инженеров», кустарным образом создающих на имеющихся в их распоряжении базах, шасси и платформах «новые виды вооружений». Однако то количество трансформаций в стиле «hand made», которые претерпел многоцелевой транспортер-тягач легкий бронированный МТ-ЛБ, прозванный в солдатской среде «мотолыгой», тянет на своеобразный рекорд. Чего только не размещают на его платформе: противотанковые орудия, минометы, пулеметы и даже автоматические артиллерийские орудия серьезных калибров. Ни в каких секретных западных отчетах упоминаний о подобной технике нет, да и откуда им взяться?
Не избежали процесса «скрещивания» и некоторые из чисто корабельных компонентов. Например, автоматическая двуствольная 25-миллиметровая корабельная артиллерийская установка 2М-3М массой 1515 килограммов. Остановить технический прогресс и пытливые умы, как мы знаем, невозможно. А потому, встречайте очередного «мутанта», созданного российскими военными умельцами. МТ-ЛБ, оснащенный 140-миллиметровой пусковой установкой МС-227, входящей в состав огнеметно-зажигательного корабельного комплекса А-22 «Огонь». И хотя получившийся при этом симбиоз сухопутного и морского не лишен определенного интереса, его реальный боевой потенциал требует более детального рассмотрения. К слову, МС-227, являющаяся, по сути, корабельной РСЗО, даже на флоте присутствует в весьма ограниченных количествах — лишь в качестве штатной реактивной артиллерийской установки десантного корабля на воздушной подушке «Зубр» (проект 12322). Другие корабли ОЗКК А-22 «Огонь» не вооружались.
Разработан комплекс в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого столетия в стенах Тульского ЦНИИточмаш, а в 1988 году А-22 «Огонь» был принят на вооружение ВМФ СССР. Создателем были учтены наработки, полученные в ходе реализации проекта БМ-14−17, а также при создании «Градов», «Ураганов» и прочих реактивных «атмосферных явлений».
Для управления огнем используется оптический прицел «Шелонь-14», оснащенный дальномерно-визирным устройством ДВУ-3-БС. С его помощью осуществляется поиск цели, а также формирование углов наведения (вертикальных и горизонтальных), автоматически передаваемых на ПУ. Имеющаяся система стабилизации обеспечивает возможность пуска реактивных боеприпасов на скорости до тридцати узлов и волнении до трех баллов. Что, в свою очередь, дает основания предполагать способность изделия на базе МТ-ЛБ вести стрельбу в движении. Тем не менее, оставим в стороне догадки и обратимся к достоверно известным фактам, определяющим специфичность и установки, и комплекса в целом.
Решаемый комплексом (в морской версии) круг задач, ограничивался уничтожением живой силы, боевой техники и инженерных сооружений на оперативной глубине, не превышающей четырех с половиной километров. Сразу оговоримся дальнобойный (до 9,5 километров) боеприпас был в свое время разработан, однако его наличие в российских арсеналах сегодня вызывает обоснованные сомнения. В экспертном сообществе существует мнение о возможности использования в МС-227 боеприпасов от БМ-14−17, но ее формальное подтверждение от разработчика отсутствует.
Еще одним специфическим нюансом является скудность снарядной номенклатуры корабельной РСЗО, в которой лишь зажигательные и осколочно-фугасные боеприпасы. Конечно, его нельзя позиционировать в качестве недостатка (о реальных мы поговорим ниже), так как двадцать две ракеты, прилетевшие на позиции противника, свою роль обязательно сыграют. Вот только главной она стать не сможет.
В настоящей ситуации, сложившейся на фронтах СВО, появление такого кустарного вооружения, каким является «мотолыга» с МС-227, следует считать, как минимум, оправданным. В условиях спецоперации понятие «лишние огневые средства» не имеет права на существование. Даже на дистанциях, не превышающих скромные 4,5 километра, целей для залпа из двадцати двух зажигательных или осколочно-фугасных снарядов хоть отбавляй. Да и какой-никакой броней МТ-ЛБ тоже обладает.
Ставить сей «шедевр полевой инженерии» в один ряд со «Смерчами», «Торнадо» и «Солнцепеками» никто, естественно, не собирается, однако своя «карманная» РСЗО ни одному российскому подразделению, будь то десант или морская пехота, лишней не будет. К тому же конструкторские решения, реализованные народными умельцами в гибриде МТ-ЛБ с МС-227, можно без зазрения совести назвать талантливыми.
И хотя корабельная РСЗО, выдранная из огнеметно-зажигательного корабельного комплекса А-22 «Огонь», не самая массогабаритная установка из тех, что пытаются устанавливать на «мотолыге», миниатюрной ее тоже не назовешь. 1700 килограммов в снаряженном состоянии и 2125 миллиметра в длину, 1735 — в ширину и 2200 — в высоту. Так что, для 9,7-тонной МТ-ЛБ, способной нести груз массой 2,5 тонны, она вполне по силам.
Ключевой проблемой очередного «Кулибина» должен был стать вопрос ее наведения на цель, поскольку на штатном морском носителе для этой цели используется гидравлика, о которой при переносе ПУ на шасси МТ-ЛБ говорить не приходится. И если наведение в горизонтальной плоскости хотя бы в теории еще возможно, то вертикальное перемещение наглухо приваренной к корпусу МТ-ЛБ пусковой установки — это что-то из области фантастики. Да и обеспечение выбора оптимального угла возвышения, необходимого для ведения огня на разные дистанции — та еще головная боль народного конструктора. Кстати, если в первоначальной версии этого мутанта использовался специальный подъемный механизм, отвечавший за вертикальную наводку и стабилизацию ПУ, то более поздние варианты его лишились.
Впрочем, это не единственный недостаток этого чуда кустарной техники. В «самопальном» варианте отсутствует возможность размещения не только штатного прицела «Шелонь-14», но и других специализированных прицелов, адаптированных к работе вне корабля. И похоже, что без архаичных таблиц прицельной стрельбы и бокового уровня просто не обойтись.
И в заключение о возможной численности этих рукотворных мутантов. В сравнении с презентованными весной этого года образцами МТ-ЛБ, оснащенными малокалиберными корабельными артиллерийскими установками 2М-3М, произведенными в достаточно серьезных объемах, нынешний «образец полевой инженерии» — это своего рода эксклюзив. И обусловлена такая уникальность весьма ограниченным количеством штатных кораблей-носителей огнеметно-зажигательного корабельного комплекса А-22 «Огонь». Мягко говоря, их сильно меньше, нежели уже упоминавшихся 25-миллиметровых корабельных установок 2М-3М. А с учетом количества уже утилизированных и разобранных на стадии строительства десантных кораблей на воздушной подушке «Зубр» (проект 12322), каждая из оставшихся ПУ МС-227, а их по самым оптимистичным подсчетам осталось не более 6−8 единиц, это, вне всякого сомнения, эксклюзив. Кроме того, через эту же призму должна рассматриваться и общая оценка эффективности МТ-ЛБ с МС-227, как боевой единицы спецоперации.