Президент Украины Владимир Зеленский не считает, что его российский коллега Владимир Путин готов использовать ядерное оружие.
«Он будет говорить об использовании ядерного оружия. Я не думаю, что он готов сделать это, потому что он боится за свою жизнь», — заявил он в интервью телерадиокомпании Би-би-си.
Действительно, никто не хотел бы применять ядерное оружие первым, понимая, что это может привести к полномасштабной ядерной войне, победителей в которой не будет. Однако осознание того, что мы не готовы к применению ЯО, дает нашим противникам чувство уверенности и превосходство. Некоторые эксперты (к примеру, профессор Сергей Караганов) считают, что не нужно стесняться грозить «ядерной дубинкой», и надо даже быть готовыми пустить ее в ход в любой момент.
Ранее президент РФ сказал, что использование ядерного оружия теоретически возможно, если создается угроза существованию российского государства, его независимости и суверенитету. При этом он подчеркнул, что ядерное оружие создается для того, чтобы обеспечить безопасность РФ в самом широком смысле слова, но у России нет необходимости его применять.
Путин также не раз отмечал, что в ход со стороны Запада пошел ядерный шантаж, применение против России оружия массового поражения. Российский лидер напомнил Западу, что Россия превосходит по ряду компонентов иностранную военную технику, и предупредил пытающихся шантажировать РФ ядерным оружием, что роза ветров может развернуться в их сторону.
Напомним также, что Запад постоянно говорит об угрозе применения ядерного оружия Россией, в случае если она не сможет победить на Украине. А Зеленский вон не видит такой угрозы. Как понимать эти разночтения?
— Зеленский — типичный президент-гопник, — считает доктор философских наук, зав. кафедрой социологии и управления БГТУ им. В.Г. Шухова Михаил Игнатов.
— Он говорит в духе «а вот и не ударишь!» Тем самым выполняя роль мелкого подстрекателя перед массовой дракой. Американцы же, наоборот, выступают в роле «старшего по двору», указывая на нас, как на главную угрозу. Ну, а Зеленского-«подстрекателя» отправляют завязать драку — его не жалко, он расходный материал.
«СП»: По-вашему, можно представить себе ситуацию необходимости применения ЯО в рамках спецоперации?
— СВО — это наша экзистенциальная борьба за будущее. Проигрыш равен смерти. По сути, давайте говорить прямо, это наша война за обретение независимости, за право самостоятельной позиции. Мы 30 лет после развала СССР, в общем-то, были колонией — строптивой, несогласной, но колонией.
Наши элиты хранили деньги на Западе, наша культура была задавлена западным массовым фаст-фудом, в нашем общественном сознание образ жизни там казался лучше, чем здесь. Мы начали путь к самим себе — он непростой, он извилистый, но мы его начали.
Поэтому проигрыш в СВО равен смерти, а, соответственно, мы не можем себе его позволить и должны иметь в виду возможность не теоретического применения ЯО. Хотя, то как продвигается так называемый контрнаступ ВСУ, говорит скорее о том, что нам не придется этого делать. Вот и начались откровенные провокации геополитической «гопоты».
США находятся на грани краха своего мирового лидерства. Они идут к своему банкротству во всех смыслах. Для них наше СВО, запустившее создание многополярного мира — тоже экзистенциальная война. Поэтому они идут на всевозможные провокации, они пытаются нас вывести из равновесия, втянуть в как можно большее число конфликтов. И не только нас! Они откровенно «наезжают» на Китай.
Байден в открытую назвал Си Цзиньпина диктатором, поправ весь дипломатический этикет. Это говорит о том, что они нервничают, не справляются с ситуацией, делают ошибки. Если учесть, сколько они горя миру принесли в 20-м веке, сколько развязали войн, то можно сказать, что они заслужили свой крах. Но! Нам тоже не стоит терять голову. Выиграет тот, у кого нервы крепче.
«СП»: Некоторые считают, что нам нужно не стесняться грозить ядерным оружием, и быть готовым его применить. Так и в США также думают. А что, если у кого-то нервы сдадут?
— Это своеобразная игра в поддавки. Знаете, такой распространенный сюжетный ход, когда два водителя едут на встречу друг другу и проигрывает тот, кто первым свернёт, чтобы избежать столкновения. Вся эта риторика напоминает как раз такую ситуацию. Правда, конечно, не всегда кто-то «сворачивает». Возможно и столкновение. И да, людям, впадающим в эмоциональные ямы, приводящие к крайностям в поступках, лучше «ядерный чемодан» не доверять.
«СП»: Что если они решат, что наше терпение можно испытывать бесконечно, и завезут вое ЯО на Украину? В этом случае возможен превентивный удар?
— Да, это было бы прямой угрозой для нас. В общем-то одной из причин начала СВО послужила подготовка «грязной» бомбы на Украине. В частности, в том же Харькове. ЯО — это не то, на что можно закрыть глаза. Это повод для превращения Украины в одну большую «карантинную зону». Не зря же именно на Украине создали компьютерную игру «Сталкер» про жизнь в зоне отчуждения. Символично получается.
— На данный момент вероятность применения ТЯО очень невелика, — уверен военно-политический эксперт Владимир Сапунов.
— России просто незачем это делать. Контранаступление врага успешно тормозится, это сейчас основная задача, и она решается.
«СП»: Для чего, по-вашему, Запад начала разгонять эту тему — что Россия-де может применить ЯО на Украине? Просто запугивает своего же обывателя или реально готовит почву для провокации с применением ЯО, в которой обвинят Россию?
— Про «запугивать обывателя» — это обязательно, без этого никуда. Насчёт провокации. Пока тоже почвы для такого не видно — слишком серьёзны ставки. Вот если ВСУ начнут терпеть разгромное поражение — тогда такое вполне возможно — и для перехвата мнений стран Юга и Востока, и для последующих мер, в том числе ответного удара или вхождения войск НАТО на территорию Украины. Но, повторюсь — это слишком серьёзный шаг, чтобы решиться на такую провокацию без достаточных оснований.
«СП»: Ранее Путин заявил, что использование ядерного оружия теоретически возможно, если создается угроза существованию российского государства, его независимости и суверенитету. Означает ли это, что даже если мы разгромно проиграем на Украине, ЯО не применим? Или что можно считать угрозой суверенитету?
— И теоретически, и практически возможно. Да, в случае, если положение на фронте станет совсем тяжёлым. Куда уж большая угроза государству. Впрочем, и Путин, и Лавров сказали, что всё может случиться и раньше, намекая на то, что определённые виды F-16 способны нести ЯО.
«СП»: А США нашу ядерную доктрину вообще считали? Вот сейчас у них проходят воздушные учения, в ходе которых они отрабатывают бомбардировки Крыма. Ранее они не раз репетировали оккупацию Калининграда. Они не понимают, что это может быть воспринято как раз как угроза суверенитету со всеми вытекающими?
— Ну, такие учения они проводят каждый год — и не по одному разу. К ним надо относиться именно как к учениям — опасному для нас, но рядовому событию.
«СП»: Сегодня на Западе весьма популярна теория о том, что война России с НАТО будет исключительно конвенциональной, что мы не решимся на применение ТЯО. Есть еще более страшная теория — теория «ограниченной ядерной войны», которая подразумевает возможность применения против России ТЯО в полной уверенности в том, что в ответ не полетит «Сармат» на Вашингтон. Они потеряли страх? А ведь в эпоху холодной войны именно страх перед ядерным апокалипсисом был фактором, который предотвращал мировую войну. Теперь этот страх пропал? Реально ли его вернуть перед тем, как мы скатимся в катастрофу?
— Тут главный вопрос: а вернуть страх — это достаточное основание для применения ТЯО с риском полномасштабной ядерной войны? Ну, думаю, страх того, что ответ будет обязательно, имманентен. Но лучший способ этот страх вернуть сейчас — это успехи на фронте, а не размахивание ядерной дубинкой. А культурно и интеллигентно напомнить об этом можно.
«СП»: Некоторые наши эксперты считают, что вернуть страх Запада можно только постоянно понижая порог применения ЯО. И даже быть готовыми его реально применить. Что это? Безумие? Или оправданный холодный расчет?
—Ещё раз повторю. Любое снятие табу на применение ТЯО возможно только в крайнем случае. А иначе — на Украине ведь вполне может оказаться западное ТЯО, которое будет применено уже против нас. Сможем ли мы на 100% гарантировать, что этого не допустим? Нет. Так что к подобным заявлениям надо относиться с большой осторожностью. Конечно, велик соблазн ударить ТЯО по скоплениям врага, но надо понимать последствия этого. Впрочем, многое будет зависеть от меняющихся целей СВО. Если будет поставлена задача идти дальше Днепра — тут уж ничего нельзя исключать.