Начальник штаба обороны ВС Соединенного Королевства адмирал Тони Радакин в интервью газете Daily Telegraph заявил о доставке нескольких единиц российских танков, захваченных укровермахтом на полях сражений, в Портон-Даун. Это технопарк, специализирующийся на изучении оружия — правда, в основном, биологического и химического, но кто способен постичь логику англосаксов.
Британские военные эксперты, по словам Радакина, собираются скрупулезно изучить все нюансы, пригодные для использования предприятиями ВПК стран НАТО, проявив при этом «весь присущий им профессионализм». Главная цель сотрудников оборонной научно-технической лаборатории — понять функционирование российской техники и осознание возможности ей противостоять. А также, с нашей точки зрения, оценить собственный потенциал улучшения броневой защиты и работоспособности средств связи.
Адмирал Радакин ожидаемо подчеркнул, что специалисты его Величества Карла III непременно поделятся полученной информацией с «членами клуба стран», в первую очередь, имея в виду, естественно, США. О чем же речь?
Если верить представителям русской службы BBC News, танковая составляющая российской боевой техники, захваченной захисниками евроатлантической солидарности, представлена танками, выпущенными в годы столь презираемого последователями Бандеры Советского Союза: Т-80 и Т-72 в различных версиях. Их ценность как предмета для изучения специалистами натовских технических лабораторий равна нулю, поскольку таких танков и в рядах ВСУ более чем достаточно.
Перспективный российский Т-14 на базе универсальной гусеничной платформы «Армата» из списка трофеев исключается, поскольку случись подобное, отголоски оглушительного пропагандистского визга Банковой, поддерживаемого самыми правдивыми западными СМИ, мы бы слышали до сих пор. Остается лишь Т-90М «Прорыв».
В середине сентября прошлого года Зе-пропаганда заявляла о «Прорыве», якобы попавшем в руки ВСУ в неповрежденном состоянии. Опустим характерное для самостийных СМИ отсутствие не только подтверждающих фактов, но и каких-либо деталей. Сосредоточимся на том, какие «секреты» российского танкостроения (в случае, если информация верна и укровермахт действительно получил первоклассный современный ОБТ) могут быть раскрыты.
Это информация о боевом потенциале российского танка, если говорить в общем, сведения о защитном покрытии «Накидка», обеспечивающем поглощение сигналов РЛС и минимизирующем инфракрасное, радиолокационное и тепловое излучение, или о прицельной системе ПНМ-Т, позволяющей поражать цели даже в условиях радиоэлектронного противодействия, в частности. Не меньший интерес у западных специалистов, вне всякого сомнения, вызовут решения российского ВПК по замещению высокотехнологичных подсанкционных компонентов, в том числе с возможностью выстраивания аналогий в отношении усилий нашей оборонки в плане «русификации» оптико-электронных устройств истребителей.
Натовское внимание должны привлечь массогабаритные характеристики, силовой агрегат, конструкция артиллерийской установки и автомата заряжания, средства обеспечения стрельбы управляемыми ракетами и боеприпасами повышенной бронепробиваемости. Не говоря уже о передовой системе защиты.
Однако прогнозирование чужих интересов и вызванных ими телодвижений, особенно когда речь идет о британцах, последнее дело. Поэтому просто расскажем о реальных достоинствах «Прорыва».
Первое, на что следует обратить внимание, — в значительной мере возросшая тяговооруженность танка. Получив в качестве силовой установки форсированный 12-цилиндровый 1130-сильный многотопливный турбодизель В-92С2Ф (как тут не вспомнить двигательные проблемы «Абрамса») «Прорыв» приобрел способность достаточно резво перемещаться. А компоновка силового агрегата в едином с автоматической трансмиссией унифицированном блоке обеспечило возможность использования системы автоматического переключения передач даже в условиях боя. На шоссейных покрытиях танк способен развивать скорость до 70 км/ч, сохраняя при этом достаточно приличные 50 км/ч на пересечёнке.
Следует отметить, что оснащение танка бортовой информационно-управляющей системой (БИУС) шасси, обеспечивающей автоматическое диагностирование систем, агрегатов и узлов боевой машины, не только минимизирует количество поломок и аварий, но гарантированно предохраняет от некорректных действий механика-водителя.
Второе — значительный рост огневой мощи. Т-90М «Прорыв» получил новую модифицированную версию гладкоствольного орудия 2А46М-5 калибром 125 мм, которая в сочетании с улучшенным автоматом заряжания, дистанционно управляемой зенитной установкой УДП Т05БВ-1, высокоавтоматизированным многофункциональным цифровым комплексом управления огнем и новыми боеприпасами существенно увеличили могущество танка. Из известных характеристик артиллерийской установки следует отметить возросшую на 25−30% точность ведения огня, 15-процентное увеличение дальности поражения цели и повышение живучести ствола до 900 выстрелов.
СУО «Калина», являющаяся, по мнению большинства профильных экспертов, наиболее эффективной из всех применяемых сегодня в Сухопутных войсках ВС РФ аналогичных систем и объединяющая многоспектральный прицел наводчика, панорамный прицел командира, оснащенный интегрированным баллистическим вычислителем, боевую информационно-вычислительную систему тактического звена и датчики условий стрельбы, обеспечивает решение целого комплекса задач. В их числе:
— интеграция боевой машины в АСУ танкового батальона;
— оперативное распознавание и своевременная идентификация целей;
— совмещение получаемых данных с электронной картой местности;
— захват и передача целеуказания наводчику;
— высокая степень стабилизации прицеливания в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Заслуживает упоминания еще один возможный вариант оснащения Т-90М «Прорыв-3» артиллерийской установкой — гладкоствольной 125-мм 2А82−1М, используемой в Т-14 «Армата». В этом случае можно говорить о бронебойных оперенных подкалиберных снарядах с сердечником из обедненного урана «Вакуум-1» и «Вакуум-2», а также управляемых реактивных снарядах 3УБК21 «Спринтер» с дальностью поражения до восьми километров и осколочно-шрапнельных снарядах «Тельник», обладающих возможностью дистанционного подрыва в любой точке траектории.
Конечно, «нафаршированность» современными технологиями и электронной аппаратурой делают потерю такого танка весьма болезненной. Попадание в руки натовских специалистов системы внешнего видеонаблюдения, серьезно повышающей информационную осведомленность экипажа, компьютера, производящего вычисления, необходимые в процессе прицеливания и стрельбы, абсолютно новой системы наведения, равно как и знакомство вражеских спецов с беспроводной сетью для взаимодействия между экипажами на поле боя, следует расценивать как, мягко говоря, серьезный технологический ущерб, не говоря уже об имиджевом. Хотя степень защищенности наших технологий оценивается как достаточно высокая. А опыт обратной инженерии на коллективном Запада довольно примитивен. Да и врожденную брехливость бандеровцев, особенно насчет перемог и трофеев, не стоит сбрасывать со счетов.