Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Ми-35 «Феникс», реинкарнация «Крокодила» — универсальный летающий солдат

Новейший вертолет ВКС с полувековой историей

11339
На фото: транспортно-боевой вертолет Ми-35П
На фото: транспортно-боевой вертолет Ми-35П (Фото: Сергей Карпухин/ТАСС)

Боевая эффективность армейской авиации ВКС России, многократно продемонстрированная в ходе специальной операции, дополнительного подтверждения не требует. Особенно, на фоне весьма незавидных результатов громко анонсированного коллективным пока еще Западом контрнаступления ВСУ. Однако речь сегодня пойдет не о «головной боли» самостийных танкистов — ударном вертолете Ка-52 «Аллигатор» со товарищи. Мы расскажем о вертолете, являющемся, по сути, реинкарнацией самого известного из винтокрылых «ветеранов» — Ми-24, более известного как «Крокодил» — Ми-35П «Феникс». Участие которого в спецоперации «Z», было бы, как минимум, желательно и оправдано.

Но сначала, как водится, немного истории. Благодаря превосходной конструкции, ударный вертолет Ми-24 на протяжении более чем пятидесяти лет (с перерывом в 1989—1999 гг.) выпускается серийно и, несмотря на высокий уровень технического совершенства, обладает неплохим модернизационным потенциалом. «Крокодил» стал не только одним из самых массовых ударных вертолетов, эксплуатирующимся военно-воздушными силами армий более чем шестидесяти стран мира, он до сих пор вызывает живейший к себе интерес у многих российских партнеров в сфере военно-технического сотрудничества.

В 2006 году началось серийное производство глубоко модернизированной версии Ми-24 — Ми-35М (Ми-24ВМ). Сначала в экспортном варианте, а после 2010 года и в интересах Воздушно-космических сил ВС России.

Читайте также

В 2017 году специалистам были представлены принципиально новые версии ударных вертолетов Ми-24П-1М и Ми-24П-2М, созданные в рамках программы «Феникс» и ставшие продолжением нереализованных наработок проекта «Ми-24ВП-М». Начиная с 2019 года стартовало серийное производство этих машин, образцы которых производитель продемонстрировал на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019. Экспортные варианты новейших вертолетов получили индексы Ми-35П-1М и Ми-35П-2М соответственно. А теперь, подробнее о нашем «герое», но поскольку информация о его реальных характеристиках носит гриф «секретно», то во избежание путаницы сконцентрируем внимание читателя на версии Ми-35П «Феникс».

«Ударник» круглосуточного труда

Внешний облик Ми-35П практически не отличается от любой из винтокрылых машин семейства Ми-24. Минимальные изменения претерпели силовая конструкция и броневая защита фюзеляжа, обладающие десятилетиями подтвержденной надежностью. Все модернизационные усилия разработчика были направлены на его «начинку» — радиоэлектронные оборудование и системы, обеспечивающие кардинальное расширение боевого потенциала.

Ми-35П получил обзорно-прицельную станцию (ОПС-24Н-1Л), оснащенную длинноволновым матричным тепловизором третьего поколения, который в сочетании с лазерным дальномером, цветной телекамерой высокого разрешения и очками ночного видения обеспечивает экипажу вертолета возможность ведения боевых действий в темное время суток в целом, и поражение цели на дальностях до 10 километров, в частности. Что, по большому счету, делает Ми-35П полноценным «ночным охотником» — в помощь Ми-28МН.

В качестве элемента пассивной защиты следует рассматривать броневую защиту кабины, включая бронированное остекление. А возможность дополнительного оборудования Ми-35П комплексом активной защиты, в роли которого выступает лазерная станция, пеленгующая момент пуска ракеты класса «воздух-воздух», дезориентирующая ее ГСН и в результате уводящая средство поражения в сторону от вертолета, многократно усиливает живучесть боевой машины.

Задача минимизации степени тепловой заметности нового российского вертолета решена при помощи экранно-выхлопного устройства (ЭВУ), снижающего температуру выходящих из силового агрегата вертолета газов и затрудняющего тем самым работу ракет с тепловыми головками наведения.

Алюминиевые лопасти несущего винта Ми-35П имеют токопроводящую нагревающуюся нить, являющуюся эффективным средством защиты от обледенения. А заполнение их внутренних полостей азотом обеспечивает надежный визуальный контроль целостности этого важнейшего конструктивного элемента вертолета. Примечательно, что замена лопастей может производиться «поштучно», что значительно сокращает время ремонтно-восстановительных работ в случае их повреждения.

Особенности фронтового «универсала»

Широта диапазона и разнообразие функционала нового российского вертолета Ми-35П — еще один повод для гордости его разработчиков. Ни у одной армии мира нет на вооружении вертолета, органично сочетающего в себе потенциал ударного вертолета, целью которого является уничтожение танков, бронированной техники и живой силы противника, со способностью транспортировать десант, тяжелых раненных или грузов массой до полутора тонн. Кстати, при использовании внешней подвески грузоподъемность Ми-35П возрастает до 2,4 тонны.

Ми-35П «Феникс» в полной мере сохранил скоростные характеристики, присущие «мировому рекордсмену» Ми-24, позволяющие ему с высокой степенью эффективности уничтожать живую силу и площадные цели противника, что особенно востребовано при ведении боевых действий в условиях невозможности применения тяжелой бронированной техники. Не последнюю роль в этом сыграло убирающееся шасси, радикально отличающее «Феникс» от Ми-35М. Очевидно, что высокие скорости полета в сочетании с возможностью эксплуатации в условиях высокогорья и высоких температур делают Ми-35П идеальным вертолетом для применения там, где боевые возможности таких штурмовых машин, как Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28НМ «Ночной охотник», избыточны.

Еще одной важной отличительной особенностью «Феникса» от собратьев семейства Ми-24 — это экипаж из трех человек: командира, располагающегося в верхней кабине, оператора — в нижней и борттехника, базирующегося в грузовой кабине и имеющего прямой доступ к командиру экипажа. Примечательно, что управление машиной доступно как из верхней, так и из нижней кабины. А современное БРЭО обеспечивает экипажу достаточно точный выход на цель в автоматическом режиме.

Ми-35П оснащен новым КНЭИ-24Э-1 — цифровым пилотажным комплексом на основе автопилота ПКВ-8−35, повышающим устойчивость и улучшающим управляемость боевой машины, а также улучшенным прицельно-вычислительным комплексом ПрВК-24−2, обеспечивающим существенный рост точности поражения целей. В ближайшей перспективе оснащение «Феникса» новейшим бортовым комплексом обороны, размещенном в подкрыльевых гондолах и отличающимся высоким уровнем эффективности. В целом, конструкция Ми-35П гарантирует ему рост боевой живучести, низкую акустическую заметность, а также минимизацию трудовых и временных затрат на техническое обслуживание.

Читайте также

И немного о боевой мощи «Феникса». Артиллерийское вооружение Ми-35П представлено НППУ-23 с пушкой ГШ-23Л и боекомплектом 450 снарядов. На шести узлах внешней подвески вертолет способен нести 2400 кг боевой нагрузки, включающей практически все виды авиационных средств поражения. В состав ракетного вооружения, используемого новейшим российским вертолетом в зависимости от характера поставленной задачи включены:

— две ПУ УБ-20−8 с двадцатью неуправляемыми ракетами С-8, четыре НАР С-24 «Буран», четыре ПУ УБ-32−57 с тридцатью двумя НУР С-5, четыре ПУ НАР С-13 «Тулумбас» или две ПУ УБ-20−57 с двадцатью НУР С-5;

— четыре пусковых установки ПТРК «Атака» (9М120−1) с двухканальной системой управления и противотанковыми управляемыми ракетами с тандемной кумулятивной боевой частью;

— четыре пусковых установки ПТРК «Вихрь-М» с ракетами 9М127−1;

— ракетный комплекс класса «воздух-воздух» «Стрелец» с управляемыми ракетами «Игла» и «Игла-С»;

— универсальный пушечный контейнер УПК-23−250 с пушкой ГШ-23Л и боекомплектом 250 патронов;

— 1500 килограммов авиационных бомб малых калибров, включая напалмовые, кластерные и дымовые;

— постановщик мин ПФМ-1 в КМГУ-2.

Окончательные варианты комплекса вооружения, устанавливаемого на новейший ударный вертолет Ми-35П «Феникс», формируются исходя из предпочтений заказчика.

В качестве резюме. Новейший российский ударный вертолет Ми-35П «Феникс» — гармоничное сочетание последних достижений отечественного вертолетостроения с многолетним (и весьма успешным) опытом боевого применения Ми-24. В результате Армейская авиация ВКС Российской Федерации получила мощную, надежно защищенную и скоростную машину, обладающую широчайшими функциональными возможностями и превосходными экспортными перспективами.

Здесь куется победа

Все материалы по теме (55)
Последние новости
Цитаты
Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня