Минувшей ночью весь город-герой Севастополь мгновенно проснулся ровно в три часа. Для военного обозревателя «Свободной Прессы», по стечению обстоятельствах именно в это время находившегося в микрорайоне Стрелецкая бухта, все происходившее выглядело так.
Из мирного, глубокого сна вырвал нараставший прямо над крышей дома или где-то очень поблизости, но со стороны моря, шелестящий рокот чего-то крайне похожего на звук работы реактивного ракетного двигателя. Тут же — оглушительные старты навстречу нескольких наших зенитных ракет. Скорее всего, с комплексов 31-й дивизии ПВО, с началом спецоперации на Украине поставленных если и не совсем под самыми моими окнами, то очень неподалеку.
Оранжевые всполохи нескольких разрывов в небе мгновенно вырвали из темноты погруженные во тьму мирно спящие соседние дома. Но свет в окнах не вспыхивал почти нигде.
Судя по всему, несомненно вскочившим на ноги севастопольцам так удобнее было из собственных квартир наблюдать за происходящим.
А еще через три-четыре минуты все совершенно и до самого утра стихло. И только со стороны центра города в ночное небо медленно поднимался высоченный, хорошо видимый над крышами соседних пятиэтажек, одинокий столб белесого дыма.
Забегая вперед скажем, что ни из единого домашнего окна в Севастополе, естественно, невозможно было определить истинных масштабов нападения на город. Уже утром Министерство обороны России сообщило, что эта операция ВСУ (и совершенно точно — и их натовских союзников) была тщательно подготовленной. И самой масштабной из всех атак Крыма за все время продолжающейся спецоперации.
В ночь на среду всего в скрупулезно согласованном по времени и месту ударе с разных направлений участвовали десять крылатых ракет и три украинских безэкипажных катера. Семь ракет наша ПВО сбила еще над морем. Все три морских беспилотника на внешнем рейде Севастополя огнем из крупнокалиберных пулеметов отправил на дно экипаж дежурившего на подходах к Севастопольским бухтам российского патрульного корабля «Василий Быков».
Но, как следует, из этого сообщения наших военных, несмотря на ожесточенное противодействие зенитных средств флота и 31-й дивизии ПВО, три крылатые ракеты к Севастополю 13 сентября все же прорвались. И это тоже случилось впервые.
Куда именно попал враг? Очень оперативно, приблизительно через полчаса, это в своем телеграмм-канале попытался разъяснить губернатор Севастополя Михаил Развозжаев. Но второпях сделал это, на мой взгляд, достаточно странно.
На его страничке появилось такое разъяснение: «Ориентировочно 20 минут назад на Севастополь была совершена атака наших врагов. ПВО отработало. В районе Южной бухты сейчас пожар не на гражданском объекте, по предварительной информации возгорание произошло из-за ракетной атаки. На месте работают все необходимые спецслужбы. Пожару присвоен 4 класс. Прошу сохранять спокойствие».
«Не на гражданском объекте» — это как? Значит — на военном? Иных вариантов в голову совершенно не приходило и не приходит. Тогда к чему этот смысловой «туман»?
И еще: «не на гражданском объекте», исходя из логики губернатора, — это не так и страшно? Это для города-то созданного ради флота, живущего ради флота и неразрывно связанного с ним тысячами даже семейных нитей?
Но спишем эту неловкость на крайнюю напряженность обстановки не только для Развозжаева.
А в 05.31 он же в том же телеграмм-канале попытался внести в происходящее дополнительную ясность: «Нахожусь на месте пожара на южной площадке Севморзавода. Все оперативные службы работают на месте, никакой опасности для гражданских объектов в городе — нет. В результате атаки по предварительной информации всего пострадало 24 человека, у 4-х — состояние средней степени тяжести. Вся необходимая помощь пострадавшим оказывается в полном объеме».
Но что у нас на берегах Южной бухты? Самый крупный объект — Севморзавод, в прежние времена — Севастопольский судоремонтный завод имени Серго Орджоникидзе. На окружающих его холмах в выстроенных еще в царские времена Лазаревских казармах теперь белоснежные корпуса севастопольского филиала Московского государственного университета.
Но наверняка главное, что в эту ночь особенно интересовало Киев, — находящиеся как раз под корпусами филиала МГУ причалы наших дизель-электрических подводных лодок типа «Варшавянка» с крылатыми ракетами «Калибр» на борту.
В этом нет никакой военной тайны: «Варшавянки» 4-й отдельной бригады подводных лодок Черноморского флота здесь ожидают команды на выход в море на виду у всех севастопольцев и гостей города. Их отлично видно из окон любого троллейбуса, который направляется из городского центра к железнодорожному вокзалу, И далее — на Корабельную сторону.
Охваченный жаждой самой лютой мести Киев страшно ненавидит эти наши экипажи. Потому что именно «Варшавянки», пользуясь полным отсутствием у Украины хоть какой-нибудь собственной системы противолодочной обороны, из Севастополя регулярно скрытно пробираются к самой Одессе. Чтобы бить «Калибрами» по целям на территории противника буквально в упор. С минимальным подлетным временем. Не оставляя шансов украинским зенитчикам на сколько-нибудь внятное противодействие.
Наши надводные корабли с теми же крылатыми ракетами на борту так делать не в состоянии. В северо-западную часть Черного моря они давно не заходят из-за нарастающих угроз со стороны со стороны самых современных береговых противокорабельных ракетных комплексов у врага. Главным образом — переданных ему странами НАТО и уже погубивших почти полтора года назад в тех водах наш гвардейский ракетный крейсер «Москва».
При этом, естественно, черноморские моряки-надводники с малых ракетных кораблей и фрегатов из Севастополя тоже регулярно «калибруют» Украину. Но — с большого расстояния. Практически от самых берегов Крыма.
Исходя из этого ясно, что как раз «Варшавянки», которых у нас на Черном море осталось всего четыре (еще по одной — на боевой службе в Средиземном море и в Кронштадте на ремонте), — самая вожделенная мишень для Киева в Севастополе.
Добрались ли враги до них этой ночью? На этот счет пока сведения противоречивые. «В результате попадания крылатых ракет противника получили повреждения два корабля, находящиеся на ремонте», — сообщило Минобороны РФ. А вот что сообщают из-за рубежа: «Исследователь OSINT (Open Source Intelligence, или «Разведка по открытым источникам») Андерсон отметил, что утром 13 сентября в сухом доке Севастополя базировались большой десантный корабль и подлодка типа «KILO», являющаяся носителем ракет «Калибр».
Если так, то под удар в среду попала одна из четырех находящихся в акватории Черного моря «Варшавянок». И большой десантный корабль Балтийского флота «Минск», переброшенный в распоряжение Черноморского флота больше полутора лет назад для усиления возможностей России наносить удары по украинским портам.
Ибо никаких иных кораблей в сухом доке в Южном бухте на сегодня и нас не было и нет.
А в это время
Пока наши официальные инстанции очень долго собираются с мыслями по поводу того, что и как комментировать, а про что лучше умолчать в связи с трагедией, случившейся в Севастополе, Украина очень оперативно впала по этому поводу в восторженный военно-политический экстаз. Так, военизированное киевское интернет-издание уже ранним утром 13 сентября сообщило, что от атаки пострадали подводная лодка «Ростов-на- Дону» и большой десантный корабль «Минск».
Так ли это, будем ждать комментарий Минобороны.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине читайте в теме «Свободной Прессы».