Севастополь продолжает переживать последствия массированного ракетного удара по городу, который случился в ночь на 13 сентября. Главное, о чем рассуждают многие, в том числе военные и ветераны флота: повторения подобного, увы, можно ожидать в ближайшее время.
Люди знающие обращают внимание на то, что с конца августа ВСУ и их опекуны из НАТО самым активным образом, целенаправленно проделывают брешь в системе ПВО Крыма в районе Евпатории и мыса Тарханкут. Если врагу удастся реализовать свой замысел, то для его высокоточных и малозаметных для любых РЛС крылатых ракет большой дальности типа Storm Shadow или SCALP-EG над этим участком побережья Тавриды может открыться не прикрытая небесная «дорога» к Севастополю и Крымскому мосту. В том, что замысел самостийных и натовских генералов именно таков, убеждает сразу несколько фактов.
Первый: утром 23 августа ВСУ провели первую успешную и весьма масштабную операцию против тех наших дивизионов 12-го зенитного ракетного полка (ЗРП) и подразделений 3-го радиотехнического полка 31-й дивизии ПВО, которые несут боевое дежурство близ поселка Оленевка в районе Тарханкута. Иными словами — в географической точке Крыма, которая расположена ближе всего к украинской пока Одессе.
Напомню: в тот день противник в условиях максимальной активности всех видов авиации НАТО над Черным морем вначале вроде бы провел доразведку наших позиций на Тарханкуте с помощью БПЛА китайского производства типа Mugin-5, переделанных из коммерческих в шпионские аппараты. Как и следовало ожидать, расчеты российских комплексов С-300 (по другим данным — С-400) эти цели мгновенно уничтожили на удалении 30−40 километров от крымского берега.
Однако, как оказалось, в ходе начавшейся операции Mugin-5, скорее всего, служили лишь приманкой для наших зенитчиков. После того, как ЗРК 12-го ЗРП включились в боевую работу и израсходовали часть боекомплекта на уничтожение беспилотников, из-под Одессы по Тарханкуту были выпущены сразу три низколетящие крылатые ракеты. В Киеве утверждают, что это были украинские Р-360 «Нептун».
Как-то очень вовремя «повисший» над этим районом еще один разведывательный беспилотник вскоре зафиксировал мощный взрыв на позициях российских зенитчиков. Стало очевидным, что, по крайней мере, одна из пусковых установок С-300 (С-400) оказалась уничтоженной.
Многое как под копирку повторено было ВСУ и их союзниками через три недели, 14 сентября, под Евпаторией. Явно не случайно — следующей же ночью после того, как в результате массированной атаки на Севастополь получили тяжелые, как теперь ясно, повреждения ремонтировавшиеся в сухом доке Севморзавода дизель-электрическая подводная лодка «Ростов-на-Дону» (проект 636.3 «Варшавянка») и большой десантный корабль «Минск» (проект 775). А еще (что особенно важно в нашем контексте) страшно перегруженной оказалась российская система ПВО в этих краях.
По официальной версии Минобороны РФ, в воздушной атаке по окрестностям Евпатории участвовали сразу 11 украинских ударных беспилотников самолетного типа. Все они, рапортуют наши военные, к 05.30 были уничтожены зенитными средствами ПВО.
Но, как и в случае под Оленевкой, те вражеские БПЛА, главным образом, служили организаторам операции ВСУ лишь прикрытием для главного удара. Судя по опубликованным на Западе и в Киеве по горячим следам спутниковым снимкам, основная роль была снова отведена украинским низколетящим противокорабельным крылатым ракетам Р-360 «Нептун», доработанным для поражения точечных наземных целей.
Исходя из упомянутых снимков, в условиях возникшей на позициях 12-го ЗРП боевой горячки пара таких ракет беспрепятственно добралась до наших позиций. И уничтожила ещк один из российских ЗРК С-300 (С-400).
Промежуточный итог этим двум украинско-натовским атакам достаточно эмоционально, но верно, на мой взгляд, в своем блоге подвел известный радиоведущий Дмитрий Конаныхин: «Классика. Перегрузка ПВО высоколетящими дронами и удар низколетящими ракетами. Это объясняет, почему столько дней кружили в воздухе НАТОвские разведчики. Это лабораторная работа НАТО по уничтожению комплекса ПВО, явно дело рук не украинцев. Если ты не уничтожаешь ПВО Одессы — из Одессы уничтожают твою ПВО».
Порассуждаем на ту же тему и мы: чем грозит нам потеря как минимум двух таких установок, стоявших в одном районе, бок о бок? Они ведь на северо-западном побережье были размещены не просто так. Перекрывали своими зонами поражения определенный, весьма обширный участок крымского берега.
Теперь, стало быть, после почти одномоментно понесенных потерь наш берег между Тарханкутом и Евпаторией перекрыт не весь. Или перекрыт не так надежно, как прежде. И с этим надо срочно что-то делать. Иначе в возникшую в ПВО Крыма брешь раз за разом примется врываться враг, устремляясь вглубь полуострова.
Что можно и нужно сделать быстро — взамен уничтоженных ЗРК установить другие. Желательно — точно такие же или близкие по тактико-техническим характеристикам. Чтобы не нарушать отстроенную систему нашей обороны в Тавриде.
Однако понятно, что заводы России пока не «пекут» наши лучшие ЗРК и ЗРС как пирожки. И уже поставленные в войска сравнительно новые С-300 и С-400 на базах хранения ВВТ у нас пока не стоят. В отличие от тысяч танков и артиллерийских орудий. Потому что этих действительно очень приличных ЗРК на сегодня сделано ровно столько, что едва хватает, дабы прикрыть воздушное пространство по периметру страны и основные промышленные и административные центры.
Тогда чем «затыкать» пробоину, возникшую в небе над северо-западным побережьем Крыма? Только снимать зенитчиков оттуда, где пока не столь «горячо».
Есть основания полагать, что наш Генштаб уже так и делает. В этом смысле я бы не стал пропускать мимо ушей новость, которая к 1 сентября (то есть — ровно через неделю после первого успешного украинского удара по Тарханкуту) пришла из Японии.
По понятным политическим причинам наши соседи по Тихому океану очень внимательно наблюдают за российскими Курильскими островами, которые упрямо называют своими «северными территориями». Так вот: в последние дни августа из Токио и тоже на основе скрупулезного анализа снимков космической разведки сообщили, что русские начали снимать и вывозить с позиций в неизвестном направлении свои зенитно-ракетные комплексы С-300В4.
В частности, те, что совсем недавно, в 2020 году, были установлены нами «в заливе Хитокаппу» на Итурупе (известном в России как залив Касатка) и вблизи «центрального населенного пункта Кунашира Фурукамаппу» (Южно-Курильск). Об этом пару недель назад написала японская газета «Майнити симбун» со ссылкой на преподавателя Токийского университета Коидзуми, который проанализировал спутниковые снимки, сделанные компанией Maxar Technologies.
Между прочим: принятая на вооружение в 1988 году универсальная многоканальная зенитная ракетная система противовоздушной/противоракетной обороны фронтового звена Сухопутных войск С-300В4 считается одним из самых совершенных средств противодействиям любым низколетящим КР и баллистическим ракетам оперативно-тактического назначения. То есть — тем, которыми ВСУ, чем дальше — тем чаще, наносят удары по Крыму.
И лично я не удивлюсь, если окажется, что именно бывшими «курильскими» ЗРК мы вот-вот и начнем латать многокилометровую «пробоину», возникшую над Тавридой. Сразу же после того, как литерными эшелонами они с Дальнего Востока спешно проскочат по Крымскому мосту. Только бы не опоздали!
А что с Курилами? Мы их, конечно, не бросим. Но латание «тришкина кафтана», увы, всегда и для всех связано с неприятными, пусть и вынужденными компромиссами.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине читайте в теме «Свободной Прессы».