ВСУ все никак не могут успокоиться и продолжают атаковать российские объекты с помощью беспилотников. Украинские дроны 20 сентября пытались атаковать резервуар с дизельным топливом на нефтебазе «Роснефти» в Адлерском районе Сочи, недалеко от международного аэропорта. ЦИПсО мгновенно принялся превозносить этот теракт как «самую дальнюю» атаку беспилотников на Черноморском побережье.
Украинцы продолжают запускать дроны по регионам Центральной России: Белгородской, Орловской, Курской областях, но во всех случаях абсолютно безуспешно. Все дроны были нейтрализованы либо средствами ПВО, либо средствами РЭБ.
В ночь на 21 сентября ВСУ снова попытались атаковать Крым. Первоначально сообщалось, что целью был аэродром Новофедоровка, но противоречивые сообщения о прилетах поступали из Евпатории и даже Севастополя. Мгновенно подключился и ЦИПсО, который стал рассылать в украинские паблики заранее подготовленный текст: якобы СБУ совместно с ВМФ нанесли удар по военному аэродрому в Саках, сначала беспилотниками, а затем ракетами «Нептун».
Угрозу представляют не только летающие беспилотники (против них достаточно успешно работают ПВО и РЭБ), но и плавающие. ВСУ в бессильной злобе за срыв «зерновой сделки» используют безэкипажные катера-камикадзе для атак в Северном Черноморье.
Перевалочной базой служит безжизненный остров Змеиный. Причем ВСУ, несмотря на постоянные неудачи с безэкипажными атаками, не оставляют попыток нагадить с моря. Открытую поддержку в планировании и проведении таких диверсий готова оказать Германия. Forbes пишет, что ФРГ стала второй после США натовской страной, которая предоставит ВСУ плавающие дроны. Это стало реакцией на заявление Владимира Зеленского о том, что в украинском ВМФ формируется новое подразделение — 385-я отдельная бригада, которая эксплуатирует морские беспилотники.
США поставили Украине несколько беспилотников, вероятно, Mantas T-12 (совместного австралийско-американского производства). Украв идею, украинцы попытались сделать собственный безэкипажный катер Magura V5. Его показали летом на военной выставке в Турции. Сами разработчики заявляют, будто бы Magura V5 может действовать на расстоянии 500 морских миль (более 900 км), однако Forbes очень сомневается в правдивости этих заявлений.
Зато теперь киевский режим может получить и немецкие беспилотники. Какие именно и сколько конкретно, в Бундесвере молчат. Однако Forbes пишет, что Германия, в отличие от США, практически не закупает небольшие беспилотники. У Бундесвера нет их запасов, а у Германии нет очевидных немецких промышленных партнеров, которые бы могли быстро построить безэкипажные катера для ВСУ.
Как отмечает эксперт по беспилотникам Хай Саттон, на данный момент Украина применяет шесть типов безэкипажных судов. Они варьируются от вооруженных роботов-гидроциклов (именно такие использовали для террористических нападений на Севастопольскую гавань), до крупнейших морских аппаратов Sea Baby, которые применяли для подрыва секций Крымского моста. Хай Саттон пишет, что Sea Baby несли 800-кг боеголовки, возможно, специальной конструкции, которые направляли взрыв вверх, чтобы разрушить пролеты моста снизу.
Однако у России уже есть, что противопоставить назойливым украинским атакам. Forbes пишет, что Россия значительно усилила защиту против безэкипажных судов в Черноморской акватории: против них используют малокалиберные автоматические пушки и другое оружие.
Россия разработала и собственные дроны. Например, на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) разработчики из Севастополя продемонстрировали безэкипажный катер «Сарган». Как пишет эксперт по беспилотным системам из Центра-военного морского анализа США (CNA) Сэмюэл Бендетт, российский дрон значительно превосходит украинские по характеристикам. «Сарган» обладает исключительной маневренностью с радиусом разворота всего 4−5 метров. У катера высокая остойчивость: он самостоятельно восстанавливается при опрокидывании.
«Сарган» можно использовать для конвоирования судов, разведки, поддержки специальных операций в водах и на побережье, написал губернатор Михаил Развожаев. А разработали беспилотник ученые Севастопольского госуниверситета и научно-образовательного центра «Мореагробиотех».
«Сарган» намного меньше украинских аналогов. Длина — всего 2 матра, а ширина — полметра. Скорость составляет 33 узла (более 60 км/час), а вес всего 20 кг. Для сравнения: украинские морские беспилотники более чем в два раза длиннее и весят примерно в 50 раз больше. Их боеголовка весит около 100 кг.
Для диверсионно-штурмовых операций «Сарган» не предназначен, поскольку не может нести большую боеголовку, пишет Хай Саттон. По мнению эксперта, у России на вооружении есть еще несколько глубоко засекреченных (в отличие от украинских, про которые ЦИПсО уже раструбил по всему миру) безэкипажных катеров. Один из них, вероятно, использовался для подрыва моста в Затоке (Одесская область) в феврале. Украинская и натовская разведка до сих пор ломают голову, чем нанесли удар. Но России свои секреты беречь умеет.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине читайте в теме «Свободной Прессы».