Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Без «Премьера» в небе над Европой делать нечего

Успеет ли новый «летающий радар» появиться в войсках до конца СВО

7998
На фото: новейший российский самолет радиолокационного дозора и наведения А-100
На фото: новейший российский самолет радиолокационного дозора и наведения А-100 (Фото: Пресс-служба концерна «Вега"/ТАСС)

Долгожданный первый полет нового «летающего радара» А-100 «Премьер» состоялся 18 ноября 2017 года. Серийные поставки многофункционального авиационного комплекса планировалось начать еще в 2020-м. Но не сложилось, и, согласно последней информации, планы перенесены на 2024 год.

Перспективный самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления создавался на базе Ил-76МД-90А. В ходе шестилетней давности полета проверялись не только аэродинамические характеристики (локатор-гриб существенно меняет их значения), но и функционирование целевой аппаратуры. Но перейдем к конкретике.

Функционал машины не ограничивается тривиальным обнаружением целей и управлением своими бортами. «Премьер» способен функционировать как комплекс РЭБ и вести эффективную радиотехническую разведку.

Гриф «секретно» с большинства тактических и технических характеристик А-100 до сих пор не снят, но и в открытых источниках есть интересная информация. Перспективный российский комплекс ДРЛОиУ вооружен двухдиапазонным локатором, оснащенным фазированной антенной решеткой. А специальное радиотехническое оборудование способно в минимальные сроки наращивать радиолокационное поле на заданном операционном направлении.

Читайте также
ВСУ в огненном мешке: как бандеровцы в третий раз прорвали «линию Суровикина»  ВСУ в огненном мешке: как бандеровцы в третий раз прорвали «линию Суровикина» Сразу шесть бригад укровермахта гибнут в серой зоне из-за ошибок своего Генштаба

Функциональные возможности А-100 «Премьер»:

— обнаружение и последующее сопровождение большого количества (до 300) воздушных, наземных и морских целей;

— получение информации как со своего радара, так и от космических спутников;

— управление беспилотными летательными аппаратами;

— ведение эффективной и стабильной радиоэлектронной борьбы при помощи бортовой аппаратуры.

Необходимость скорейшего получения А-100 воинскими частями, принимающими участие в СВО, объясняется, в первую очередь, дисбалансом в количественном составе авиации ДРЛО России и НАТО. В настоящее время российский парк А-50, составляющих основу крыла радиолокационной разведки, по разным (не всегда подтверждаемым) источникам, не превышает 15 единиц. Плюс 4 борта, прошедших модернизацию до уровня А-50У.

Вторая, не менее веская причина — несоответствие качественных параметров А-50 (А-50У) многократно возросшим современным требованиям. И очевидная невозможность его адаптации к изменениям существующей ситуации даже в обозримом будущем. Срок эксплуатации дорогостоящих многофункциональных авиационных комплексов составляет несколько десятков лет и А-50, принятые на вооружение в 1985 году, находятся на пределе эксплуатационного ресурса.

То есть усиление существующего парка А-50(50У) определенным количеством «Премьеров» — решение из разряда оптимальных. По мнению Сергея Шойгу, актуальность модернизации комплексов дальнего радиолокационного обнаружения обусловлена появлением новых, менее уязвимых для действующих систем ПВО, типов целей:

— малоразмерных беспилотных летательных аппаратов;

— низколетящих крылатых ракет;

— малозаметных для радаров самолетов тактического звена (т.н. невидимок).

Управляющие функции летающих радаров нового поколения опираются на прорывные технологии. В расширенный функционал комплекса добавлена возможность выдачи целеуказания как самолетам-истребителям, так и зенитно-ракетным комплексам большой (средней) дальности наземного (корабельного) базирования.

Каким видит руководство Министерства обороны размер авиапарка А-100 «Премьер»? Если говорить о сегодняшней потребности Воздушно-космических сил РФ, то она составляет не менее 15 бортов. Это минимальное количество А-100, необходимое для поддержания боеготовности авиационных соединений и частей на должном уровне, и то при условии продолжения модернизации не «вылетавших ресурс» А-50. Оптимальный вариант предусматривает поставку ВКС не менее 39 бортов. Возможно ли это? Скорее нет, чем да. Финансирование Государственной программы вооружений, рассчитанной до 2027 года, ограничено. Она вряд ли способна «вместить» такое количество новых машин — особенно, в условиях продолжающейся спецоперации.

Насколько количественные и качественные показатели новых комплексов ДРЛОиУ важны для боеспособности истребительной авиации ВКС России?

Радиолокационное оборудование базовой версии авиационного комплекса А-50 способно обнаруживать и вести различные типы воздушных, наземных и надводных целей на следующих максимальных дальностях:

— «самолет-истребитель» до 300 км;

— «крылатая ракета» — 215 км;

— «стратегический бомбардировщик» — 650 км;

— «наземная цель» — 250 км;

— «корабль» — в пределах радиогоризонта.

Однако вполне вроде бы благополучная картина при детальном рассмотрении теряет первоначальный блеск. Морально устаревший авиационный комплекс имеет серьезные проблемы с обнаружением целей с малой эффективной поверхностью рассеивания (ЭПР). Неспециалистам она известна как технология стелс (Stealth), минимизирующая радиолокационную заметность.

Частичным решением проблемы устаревшей элементной базы А-50 стала модернизация комплекса, в результате которой возросла эффективность обнаружения малогабаритных сверхзвуковых целей и вертолетов даже в условиях функционирования средств РЭБ противника. Тем не менее, возможности обновленных до уровня А-50У самолетов не отвечают современным, а тем более будущим вызовам. Оставляют желать лучшего и темпы проводимой модернизации — 6 бортов по состоянию на 2022 год.

Что касается количественного состава самолетов ДРЛО в парках противостоящих сторон, он далеко не в пользу ВКС России. Только ВМС США имеют на вооружении 80 машин E-2 Hawkeye. Военно-воздушные силы располагают еще тремя тяжелыми самолетами ДРЛО Boeing E-3 Sentry.

А теперь рассмотрим, в чисто гипотетической версии, столкновение этих противников. При условии равных количественных показателей и качественных характеристик самолетов-истребителей, контроль воздушного пространства будет осуществлять тот из них, кто обеспечит лучшую радиолокационную разведку и слежение, то есть у кого больше современных комплексов ДРЛОиУ.

Способен ли отечественный ВПК обеспечить готовность самолета без очередной корректировки сроков? Это ключевой вопрос, волнующий руководство Минобороны и ВКС РФ. Военных интересует соблюдение предприятиями, разрабатывающими А-100, согласованного графика работ с сохранением их качества. И поскольку «Премьер» уже уверенно «встал на крыло», претензии к Ульяновскому авиазаводу, мягко говоря, несостоятельны. Не заслуживает обвинений в срыве графика в свой адрес и ТАНТК им. Бериева. Аппаратура установлена и успешно проходит испытания, вылившиеся в долгие, мучительные усилия доведения ее до уровня, соответствующего тактико-техническому заданию.

Главной проблемой, тормозящей готовность комплекса, стала стратегическая ошибка, заложенная в проект. В былые, «досанкционные» времена военные конструкторы не считали необходимым соблюдать осторожность в вопросах экономической безопасности и ограничивать закладку в проекты иностранных комплектующих. Электроника, как и многое другое, попала под санкционные ограничения, что болезненно отразилось на проекте «Премьер».

Читайте также
Город украинского страха: враг начал сдавать позиции на флангах Артемовска Город украинского страха: враг начал сдавать позиции на флангах Артемовска Наши бойцы выбили бандеровцев из Орехово-Василёвки, у ВСУ больше нет резервов на этом участке фронта

«Посадка» радиолокационного комплекса А-100 на родные, отечественные чипы столкнулась с серьезными сложностями. Хотя ни у кого не возникает и тени сомнений в том, что А-100 «Премьер» будет доведен «до ума». Даже по второстепенным заявленным характеристикам, попавшим в свободный доступ (основные остаются под грифом «секретно»), можно сделать вывод, что этот комплекс будет превосходить американский Boeing E-3B Sentry.

Однако устраненное качественное отставание — полдела. Нужно и количество, а упущенного времени не вернуть. Мощности ВПК, равно как и объемы финансирования, по мановению волшебной палочки не нарастить.

Что еще может вызвать осложнения запуска А-100 в серию? На сегодня возможности ульяновского «Авиастар-СП», производящего самолет-носитель Ил 76МД-90А, не позволяют рассчитывать на быстрое выполнение условий контракта, заключенного в октябре 2012 года. В соответствии с ним авиазавод должен произвести 39 единиц Ил 76МД-90А, однако за первые семь с половиной лет «Авиастар-СП» изготовил всего десять изделий (включая прототип) в военно-транспортной версии (более свежих открытых данных нет). А спрос на эти машины в разы превышает предложение.

Последние новости
Цитаты
Борис Шмелев

Политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня