
Десятки зарубежный компаний готовы производить оружие для ВСУ на территории Украины. Соответствующее заявление сделал глава МИД незалежной Дмитрий Кулеба, выступая в эфире всеукраинского телемарафона.
По его словам, уже 59 компаний из 23 стран мира вошли в альянс оборонных индустрий и будут производить необходимое вооружение совместно с Киевом.
О каких именно компаниях идет речь, он не уточнил. Также не сообщил, какие именно предприятия украинского ВПК будут участвовать в совместных проектах.
Напомним, 29 сентября в Киеве прошел 1-й Международный форум оборонных индустрий (DFNC1), открывая который Зеленский предложил создать на Украине «арсенал свободного мира» (или «альянс оборонных индустрий»), к которому призвал присоединиться мировых производителей оружия и военной техники.
Компаниям, которые будут производить оружие с Украиной или на её территории, он пообещал «особые экономические условия». Деталей не раскрыл. Но анонсировал создание специального военного фонда, который «будет наполняться за счет дивидендов от государственных оборонных активов и за счет прибыли от продажи конфискованных российских активов».
Всего мероприятие собрало представителей 252 компаний ВПК из 30 государств мира. И по его итогам, как заявили в МИД Украины, к альянсу оборонных индустрий присоединились 38 компаний из 19 стран, в том числе из США, Великобритании, Германии, Франции, Швеции, Турции, Чехии и др.
Также в ведомстве сообщили, что подписано 20 соглашений с иностранными партнерами о совместном производстве дронов, бронетехники и боеприпасов, обмене технологиями и поставках комплектующих.
Из проектов, которые на сегодняшний день не являются тайной, можно вспомнить намерение главы немецкого оружейного концерна Rheinmetall Армина Паппергера построить на Украине завод по производству и ремонту бронетехники. Об этом он заявлял еще в начале года. А в июне пообещал, что предприятие будет введено в строй в трехмесячный срок.
Оценочную стоимость завода глава компании определил в 218 млн. долларов, а производственную мощность — около 400 танков в год. Но его месторасположение афишировать не стал.
Между тем, по данным ТГ-канала «Рыбарь», объект возводят в Закарпатье в районе села Чернотисов.
«Размещение вплотную к румынской границе выгодно логистически и из соображений защиты: в Rheinmetall явно рассчитывают, что ВС РФ не будут бить по заводу из-за вероятности промаха и международного скандала», — отмечает автор канала.
Вот только будет ли украинская «дочка» Rheinmetall открыта в срок, большой вопрос.
По мнению военного эксперта Владислава Шурыгина, российские ракеты Х-35 или «Калибры» могут «сильно помешать этим планам, а то и вообще их «обнулить».
К тому же, как поясняет он в своем ТГ-канале, «218 миллионов это, мягко говоря, не цена завода. Настоящий бронетанковый завод полного цикла это годы стройки и миллиарды, затраченных долларов. А 218 миллионов это, в лучшем случае, цех для „отверточной“ сборки легкой бронетехники или техники с баз хранения. Когда с территории стран НАТО пребывают узлы и комплекты бронетехники, из которых собираются готовые изделия».
О планах турецкой концерна Baykar Defence развернуть под Киевом совместное производство беспилотников Bayraktar известно было давно. И как сообщил на форуме в украинской столице директор компании Халук Байрактар, строительство завода уже началось, а выпуск первой продукции запланирован на 2025 год.
Оценить перспективы «езалежной стать мировой фабрикой вооружений «СП» попросила военного аналитика Бориса Джерелиевского:
— Напомню, что после приобретения так называемой независимости в 1991 году, Украина имела очень неплохие возможности в этом плане. Она получила в наследство от Советского Союза очень мощный оборонно-промышленный комплекс. На тот момент в ее распоряжении оказалось примерно 25% производственных мощностей советского ВПК.
Это «Южмаш» — основной производитель боевых межконтинентальных стратегических ракет. Это Харьковский танковый завод, где разрабатывались и создавались такие машины, как, например, Т-80. А также другие оборонные предприятия, великолепная металлургия и энергетика. И конечно, сеть железных дорог, развитая так, как ни в каком другом регионе СССР она не была развита.
Вот только в силу некой специфики развития украинской незалежности, уже к 2014 году, к моменту госпереворота, значительная часть всех этих активов была разбазарена. А за девять лет нацистского правления фактически обнулилась.
Но и определенный вклад, конечно, внесла и специальная военная операция, в ходе которой наши Вооруженные силы — авиация и ракетные войска — окончательно добили то, что еще оставалось.
«СП»: Украинский премьер Шмыгаль недавно сетовал, что за полтора года российской спецоперации 37 предприятий украинского ВПК были полностью или частично разрушены. Как на этих руинах что-то производить?
— Кое-что можно. Я знаю, что и наши бойцы буквально «на коленках» в блиндажах собирают и моделируют дроны. Причем, самые разные и достаточно совершенные.
Подобное происходит и у них. Но это, пожалуй, максимум. В основном, все пополнение вооружений в настоящее время идет исключительно за счет западной помощи.
Что касается проектов по созданию совместных предприятий, то все, кто в этом участвует, прекрасно понимают, что последует за попыткой создания таких производств. Но именно это в задачу и закладывается, я думаю: не выпуск какой-то военной продукции начать на территории Украины, а распилить бюджет или отмыть деньги. То есть, в этом проекте масса коррупционных и криминальных составляющих.
Никакого другого смысла в этом быть не может. Потому что все, что сейчас они станут использовать для создания какой-то военной техники, естественно, будет нами уничтожаться. Мы предупреждали, что любые поставки оружия Киеву и мощности по его производству станут для России законными военными целями.
Есть, правда, вариант…
«СП»: Поясните.
— Это маленькие сборочные мастерские, которые прячутся где-то в подвалах и подземельях. Известно же, что ХАМАС на территории сектора Газа собирал и собирает свои ракеты в поземных заводах, которые достать очень сложно. Вот нечто подобное возможно. Но ни о каком высокотехнологичном производстве дорогостоящей техники, как например, зенитно-ракетные комплексы, современные танки, речи, конечно, быть не может.
По поводу танков можно сказать, что в настоящий момент мало кто из западных стран вообще в состоянии их производить. В большинстве стран НАТО производство танков свернуто, как известно. И чтобы вернуться к нему требуются существенные финансовые вложения, силы и большие мощности.
Но в заявлении Кулебы есть еще чисто пропагандистский аспект. Дабы создать иллюзию некой перемоги, продемонстрировать, что «весь світ з нами», и Украину ожидают в будущем некие успехи.
«СП»: А может, западные партнеры не хотят больше отдавать Украине свое оружие просто так и надеются, что она обойдется тем, что будет производить у себя?
— На мой взгляд, дело в другом. А именно, в том, что Украина использует западное оружие для террористических атак. Запад в некоторой степени позволяет это делать. Но, в принципе, могут быть «ответки» с нашей стороны, и необязательно симметричные. Они это прекрасно осознают и понимают.
В частности, подводные и надводные дроны, которые используются для атак на наши суда и наши гавани, сделаны в Великобритании, но без каких-то установочных данных. Или собираются уже непосредственно из комплектующих разных страны на территории Украины в небольших мастерских.
Допускаю, что так же американскими специалистами модернизируются советские ракеты ПВО, например, С-200 для нанесения наземных ударов.
Нечто подобное может быть. Но знаете, это уже уровень террористической войны. Точно так же боевики на Северном Кавказе превращали артиллерийские снаряды и мины в фугасы, которые устанавливали на дорогах.
Но говорить о какой-то серьезной военной промышленности, которая могла бы обеспечить украинскую армию необходимым оружием для ведения полномасштабных военных действий, тут, разумеется, нельзя. Поэтому, я думаю, ВСУ постепенно будет трансформироваться в сторону такой полупартизанской террористической организации. И Западу это гораздо дешевле будет, и, собственно говоря, логика событий к этому приведет.