При экстремальных событиях иногда полезно посмотреть «чужими глазами». Один из самых влиятельных мировых институтов по изучению и формированию общественного мнения — Гэллапа (American Institute of Public Opinion) в очередной раз опубликовал серию опросов граждан Украины. Какие тенденции наблюдаются на нынешнем этапе?
Некоторое снижение доли «милитаристов» — сражаться с РФ «до полной победы» намеревается 60% (трое из пяти респондентов), тогда как в прошлом году таковых было 70%. «Полная победа», по мнению опрошенных — границы 2013 года. И чуть более трети (31%) за то, чтобы переговоры об окончании противостояния с РФ начались бы как можно скорее.
Впрочем, как это было видно и в результатах предыдущих опросов, ситуация оказывается более драматичной, когда речь заходит о региональных различиях в отношении к вооружённому конфликту. Здесь размежевание проходит по традиционной для украинского общественного мнения постсоветского периода оси «северо-запад — юго-восток».
Жители севера Украины (72%), вместе со столицей, и запада (71%) больше всего поддерживают продолжение боевых действий, несмотря ни на что и вопреки всему. Явное большинство в центре (64%) Украины также «за» — до победного парада. В южном (45%) и восточном (52%) регионах, ближайших к линии фронта, поддержка уже менее чем в остальной части страны. Соответственно и доля «переговорщиков» там выше — юг (41%) и восток (39%).
Неудачи контрнаступления и завышенные ожидания пока не отразились на отношении к своим Вооруженным силам: в этом году 95% украинцев доверяет военным, почти столько же, как и в предыдущем году (94%). На всём постсоветском пространстве по этому показателю больше было только у Азербайджана (97%).
Такое отношение объясняется в том числе и тем, что Украина — нынешний чемпион мира по темпам милитаризации, внушающим уверенность населению, ибо западная коалиция почти полностью взяла на себя украинские затраты по «военной составляющей». Однако, доверие — доверием, но наблюдается и определённый пессимизм на тему «когда всё ЭТО закончится».
Ранее, значительное количество украинцев склонялось к мысли, что, так или иначе к весне 2024 года — может быть и без Крыма, зато со всеми остальными территориями. Теперь о сроках на Украине говорить не принято, дескать, продолжать, конечно, надо, а там — посмотрим.
Надо ли интересоваться и понимать «их настроения», какими бы неприятельски-неприятными они ни являлись? Обязательно! А то был уже пример в феврале 2022 года, когда «настроения» проигнорировали. Можно и историческую аналогию припомнить, в связи с истоками другого конфликта, развивающегося сейчас параллельно.
В своё время США совсем не сразу согласились на разделение Палестины и создание Израиля. Доходило до игнорирования распоряжений и откровенной ссоры в верхах между американским президентом Трумэном и секретарём Госдепа Маршаллом (который с Планом), последний даже сказал, что проголосует на выборах против Трумэна, если тот признает еврейское государство.
Чистая прагматика — немножко евреев и много-много «ресурсных» арабов, вроде бы понятно, чью сторону следует выбрать: «мы должны быть с теми, у кого нефть» — говорили американские противники Израиля.
Очень показательна публикация штатного аналитика Уильяма Аркина в Newsweek’е, рассказывающая про «тайные договоренности» во время визита директора ЦРУ Бернса в Россию в ноябре 2021 года.
Якобы, администрация Байдена не только погрозила, но и пообещала «активно не вмешиваться», ограничившись определёнными санкционными ограничениями (вполне приемлемыми) против РФ, если Киев быстро падёт, а Москва не станет «эскалировать эскалацию» дальше и дальше.
Поэтому и прозвучали оттуда американские заявления про «три дня» (готовили общественное мнение, заявили там — подхватили тут). Поэтому и «Спецоперация» — ограниченно-быстрое действие и во времени, и в пространстве. Спецоперация в её истинном значении не удалась, и США стали «переобуваться» по ходу движения, как и в ситуации с тогдашним Израилем… В общем, не стоит недооценивать «настроения»!