Рупор заокеанской демократии New York Times поделился новостью о создании специалистами оборонного ведомства США «чудовищных» средств противовоздушной обороны, которые предполагается до конца осени поставить на Украину. В Пентагоне эти системы назвали FrankenSAM, объединив имя монстра и аббревиатуру зенитной ракеты (Surface-to-Air Missile). NYT утверждает, что «новые комбинированные средства ПВО», представляющие собой старые советские пусковые установки, доработанные под современные западные ракеты класса «земля-поверхность», уже не только прошли испытания на американских полигонах, но и начали поступать в распоряжение ВСУ.
Чем объяснить несвойственную янки страсть к кустарщине? Только тем, что Киев до дрожи в коленях боится повторения прошлогоднего сценария, когда ВС РФ массированными ударами методично уничтожали критическую и энергетическую инфраструктуру незалежной, а потому готов даже арендовать средства ПВО. Но арсеналы НАТО почти пусты, а отдавать последнее никто не собирается.
Тем не менее, зима приближается и при отсутствии хоть какой-нибудь защиты электросетей от ударов российских ракет и БПЛА Украина имеет все шансы погрузиться в ледяную тьму. Уровень отчаяния Банковой настолько велик, что они готовы экспериментировать с теми монстрами, которые создаются Пентагоном по программе «FrankenSAM». Как сказала Лора Купер, заместитель помощника по делам России, Украины и Евразии американского министра обороны, «эти средства помогут заполнить критические пробелы в ПВО, поскольку это самая важная для Киева проблема на сегодня».
Обратив взгляд назад, отметим, что фактически с самого начала спецоперации ВСУ занимались кустарными доработками наступательных вооружений, смешивая устаревшие арсеналы с западным оружием. И получали порой неплохие результаты. Программа «FrankenSAM» имеет целью повторить успех и поддержать самостийную ПВО. В течение последних 12 месяцев коллективный Запад поставил Киеву самую широкую номенклатуру систем противовоздушной обороны, включая современные немецкие IRIS-T и американские MIM 104 Patriot. Плюс не менее двух тысяч ЗУР для ПЗРК FIM-92 Stinger. Все это годится для американской программы кустарного творчества.
Старт проекта «FrankenSAM» состоялся в конце прошлого года. Именно тогда официальные власти Киева обратились к западным спонсорам с просьбой подобрать боеприпасы для почти шести десятков пусковых установок ЗРК «Бук», пылящихся на складах ВСУ с советских времен. Догадываясь, что штатных зенитных ракет в распоряжении альянса уже не осталось, последователи Бандеры предложили использовать боеприпасы натовского стандарта. Естественно, после проведения определенных конструктивных доработок.
В настоящее время готово два варианта «Франкенштейна от ПВО»: советские ПУ «Бук», вооруженные американскими RIM-7 Sea Sparrow, и те же ЗРК, оснащенные советскими радарами и ракетами AIM-9 Sidewinder в боекомплекте. Около недели назад был продемонстрирован прототип еще одного монстра, платформой которого стал ЗРК времен Холодной войны MIM-23 Hawk. Склонные к пафосу янки назвали его «реликвией противовоздушной обороны, возвращенной к жизни».
«В какой-то момент пришло понимание того, что поиск решений мы должны осуществлять сами», — прокомментировала эту инициативу председатель комиссии Верховной Рады по контролю поставок западного оружия Александра Устинова. В целях экономии времени жовто-блакитные самоделкины даже предложили выполнить все необходимые работы своими силами, поскольку «в предстоящий зимний период им отчаянно нужны средства противовоздушной обороны».
Однако, представители Пентагона настояли на продолжении за океаном и более семи месяцев изобретали, тестировали и документально оформляли прототип. Причем отсчет времени разработки стартовал лишь в январе после согласия на предоставление в распоряжение умельцев ракет RIM-7 Sea Sparrow. По сведениям Устиновой, первые доработанные ПУ «Бук» вместе с боекомплектом уже прибыли на Украину. Более того, ВСУ готовы отправить в США еще 17 пусковых установок «Бук», однако потенциала пентагоновских инженеров хватает лишь на пять единиц в месяц.
Не меньше самостийным захисникам евроатлантической солидарности пришлось ждать и ввода в эксплуатацию выделенных Испанией в октябре 2022-го систем MIM-23 Hawk. Целых девять месяцев ушло у американцев на их доработку. Правда, и после этого они были поставлены в незалежную без необходимого радиолокационного оборудования. Но, как заявил командующий ВВС Украины генерал-лейтенант Олещук «Ястребы» уже приведены в полную боевую готовность и «будут сбивать, если не 100% целей, то, по крайней мере, неуклонно приближаться к этому показателю, укрепляя противовоздушную оборону Украины». К тому, что Зе-пропаганда сбивает целей даже больше, чем их было выпущено, мы уже привыкли, а потому оставим высказывание бравого генерал-атамана без комментариев.
Примечательно, что в программе «FrankenSAM» используются разработанные в 1950-х и до сих пор применяемые истребителями F/А-18 Hornet и F-16 Fighting Falcon американские сверхзвуковые ракеты AIM-9M Sidewinder. Говоря проще, они стали элементом импровизированной системы наземного базирования, представленной в Брюсселе госпожой Купер в качестве «настоящей инновации, способной ускорить создание эффективной ПВО Украины». И не надо «тратить годы на разработку и создание». Правда, сроки поставок этих систем в бандерштат никто пока не оглашал.
В запасе у инженеров и чиновников Пентагона осталось еще одно, возможно, наиболее мощное на сегодня оружие, разработанное по проекту «FrankenSAM» и проходящее в настоящее время испытания, — ракетно-пусковая станция ЗРК Patriot, функционирующая в связке с устаревшими радарными системами украинского производства. По словам представителя оборонного ведомства США, проведенное недавно на полигоне Уайт Сэндс (штат Нью-Мексико) тестирование системы завершилось успешным поражением БПЛА. Уже этой зимой изделие будет готово к отправке в Украину в сопровождении ракет и иных комплектующих ЗРК Patriot.
Один из военных аналитиков американского Института Хадсона Джан Касапоглу дал самую высокую оценку идее интеграции старой советской военной техники с более или менее современными ракетами западного производства, позиционируя проект, в первую очередь, как способ сохранения потенциала ВСУ «для предстоящей долгой войны». Что ж, за 20 месяцев специальной военной операции нам довелось увидеть не одно западное «вундерваффе», получавшее щедрые, граничащие с неприличием, авансы. Итоги их работы на украинском ТВД вызывали у западных экспертов в лучшем случае недоумение. Теперь настало время собранных с миру по нитке Франкенштейнов.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине читайте в теме «Свободной Прессы».