Иран грозит нанести удар по американским авианосцам баллистическими противокорабельными ракетами «Зульфикар Басир» (Zulfigar Basir), если авианосные группы окажутся в районе Персидского залива.
По данным СМИ, «Зульфикар Басир» — одноступенчатая твердотопливная ракета с отделяющейся боевой частью весом 579 кг, система наведения — комбинированная инерциальная с коррекцией по GPS. Прямое попадание полутонной боевой части в палубу авианосца если не утопит, то превратит его в гигантский костёр и как минимум года на два выведет из строя, а расходы на ремонт авианосца будут сопоставимы со строительством нового.
Ещё в ходе Вьетнамской войны взрыв небольшой авиационной ракеты, подвешенной под крылом палубного самолёта, приводил именно к таким последствиям.
Западные СМИ считают «ахиллесовой пятой» ракеты «Зульфикар Басир» отсутствие системы целеуказания. Наиболее эффективную систему целеуказания дают космические аппараты. В марте 2022 года и в сентябре 2023 Иран с космодрома Шахруд запустил два малых разведывательных спутника «Нур-2» («Свет-2») и «Нур-3» весом 17 кг и 25 кг на круговые орбиты 456−500 км с наклонением 60°.
Смогут ли эти спутники обеспечить целеуказание «Зульфикар Басир», не ясно. Однако в международном праве нет статей, запрещающих передачу данных в режиме реального времени с космических аппаратов одного государства другому.
Украина де-факто как минимум уже два года получает информацию с американских космических аппаратов в режиме реального времени. А руководство РФ на это не реагирует, по крайней мере, официально. Почему же Тегеран не может получать информацию об американских кораблях от космических аппаратов неназванной дружественной страны?
Любопытно, что 19 ноября 2023 года Иран на выставке воздушно-космических сил КСИР продемонстрировал баллистическую ракету «Fath-2» с гиперзвуковым блоком. Такой комплекс якобы уже находится на вооружении КСИР.
Ракета «Fath-2» одноступенчатая твердотопливная, с дальностью 1500 км. Гиперзвуковой блок снабжён прямоточным воздушно-реактивным двигателем, позволяющим развивать скорость 5−10 М. В Тегеране заявили, что такой блок через 400 секунд может поразить Израиль.
Так или иначе, но США две авианосные группировки направили не в Индийский океан, а в Восточное Средиземноморье. От места их патрулирования до стратегических целей в Иране — 1200−2000 км. В таком случае у иранской ПВО будет не менее полутора часов на подготовку к отражению налёта палубной авиации и крылатых ракет типа «Томагавк».
Но так как американцы боятся ответного, а то и превентивного удара со стороны иранских баллистических и крылатых ракет по авианосным ордерам, они вынуждены вместо Персидского залива «для прогулок подальше выбрать закоулок».
Следует заметить, что Иран стал третьим в мире государством, создавшим противокорабельные баллистические ракеты. Первым, как всегда, был Советский Союз.
Ровно 50 лет назад, в ноябре 1973 года, с дизель-электрической подводной лодки ВМФ СССР К-102 была запущена баллистическая ракета, головная часть которой точно поразила судно-мишень. Пуск проводился в рамках испытаний морского ракетного комплекса Д-5. Р-27К стала первой в истории баллистической ракетой, способной поражать движущиеся надводные корабли.
В 1962 году в уральском СКБ-385 (ныне ОАО «ГРЦ КБ им. академика В.П. Макеева») приступили к разработке универсального комплекса Д-5 с баллистической ракетой Р-27К, предназначенной для поражения надводных кораблей, и баллистической ракетой Р-27, которая предназначалась для поражения наземных площадных целей.
Сначала, после захвата цели боковой антенной системой (дальность обнаружения до 800 км), предусматривалось проведение коррекции траектории полёта повторным запуском двигателя второй ступени. На втором этапе, после захвата цели носовой антенной, головная часть должна была наводиться на цель уже в атмосфере.
На втором этапе работала пассивная системы самонаведения по электромагнитному излучению кораблей авианосного ордера.
Для проведения корабельных испытаний Р-27К было решено использовать дизель-электрическую подводную лодку К-102 (первоначальное название Б-121), построенную по проекту 629 и оснащённую тремя баллистическими ракетами Р-13.
Лодку переделали по проекту 605. У неё вырезали 4-й ракетный отсек, а взамен вставили два отсека: 3-й бис и 4-й ракетный. Кроме того, была установлена аппаратура целеуказания «Касатка», принимавшая информацию со спутника «УС-П».
Всего с подводной лодки К-102 было запущено 11 ракет Р-27К, из них 10 — успешно. В одном из пусков достигнуто прямое попадание в корабль-цель. Однако такой точности не требовалось, поскольку в реальных условиях предполагалось использовать только ядерную боевую часть. В ходе испытаний была достигнута дальность 900 км.
Ракета Р-27К предназначалась для вооружения атомных подводных лодок проекта 667А. Однако руководство страны предпочло иметь подводные лодки проекта 667А с шестнадцатью обычными ракетами Р-27 для поражения объектов на территории США, нежели лодки с противокорабельными ракетами Р-27К.
Поэтому К-102 осталась единственной подводной лодкой с ракетами Р-27К. В строю она находилась до 1982 года.
В 1971 году было принято решение о создании ракетного комплекса Д-13 с баллистической противокорабельной ракетой Р-33. В отличие от Р-27К, предусматривалось использование комбинированной (активно-пассивной) аппаратуры самонаведения головных частей на атмосферном участке траектории полёта.
Противокорабельная баллистическая ракета Р-33 должна была иметь вес и габариты, аналогичные ракете Р-29 (стартовый вес 33,3 т, длина 13 м, диаметр корпуса 1,8 м) и дальность стрельбы до 2000 км. Предусматривалось оснащение ракеты моноблочной и разделяющейся головными частями с ядерным и обычным снаряжением. В качестве носителя были определены подводные лодки проекта 667Б с шестнадцатью пусковыми установками.
Однако и тут руководство предпочло иметь подводные лодки проекта 667Б с обычными МБР.
В 2013—2015 годах на базе баллистической ракеты DF-21 в КНР создана противокорабельная баллистическая ракета ASBM (DF-21D), способная поражать движущиеся морские цели, в первую очередь авианосцы, на дальности от 800 до 3000 км.
Благодаря энергетическим возможностям и габаритам двухступенчатой 15-тонной ракеты, она сможет нести боевой заряд (в неядерном снаряжении около 500 кг) достаточной мощности для нанесения серьёзных повреждений крупным надводным кораблям, включая и авианосцы.
Западные эксперты считают, что ASBM способна потопить даже самый большой американский авианосец с первого попадания. Кстати, штатная версия ракеты DF-21 оснащается ядерной боеголовкой мощностью 300 килотонн.
С января 2014 года по апрель 2016 года произведено 7 пусков DF-21D, и все успешные. Боевые части ракет попадали в палубу нарисованного на песке в пустыни Гоби авианосца.
Любопытно, что в Китае для ракет DF-21 создан гиперзвуковой блок DF-ZF, который на конечном участке траектории летит со скоростью 5−10 М.
Ну, если китайцы создали гиперзвуковой блок для поражения авианосцев, почему это не могут сделать персы?