В октябре-ноябре в европейских СМИ поднялась шумиха насчёт необходимости срочного подъёма германских отравляющих веществ, затопленных в Балтийском и Северном морях Советским Союзом, Англией и США в 1946—1948 годах.
Начну с официальной версии. «На секретных немецких складах хранилось около полумиллиона тонн боевых отравляющих газов. С этими страшными трофеями надо было что-то делать. У армий трёх стран — Советского Союза, Америки и Англии — после победы над Германией было много забот. Поэтому никто особо не стал размышлять над проблемой уничтожения отравляющих газов. Решено было утопить химическое оружие в Балтийском море».
Увы, это, мягко выражаясь, полуправда. В 1945 году химического оружия у каждой страны — Англии, США и СССР — имелось примерно столько же, сколько и у Германии. И с хранением его особых проблем не было.
Интересно, что в сентябре 1939-го возникла аналогичная ситуация с польским химическим оружием, которое примерно поровну стало трофеями Красной Армии и вермахта. Это были и авиационные бомбы, и артиллерийские снаряды, и просто баки. А куда они исчезли? До сих пор неизвестно.
Как-то, разбирая документы ЭПРОНа, которые тогда имели гриф «ДСП», я нашёл материалы о подъёме двух барж польской Пинской речной флотилии, битком набитых 76-мм и 100-мм химическими снарядами.
В Германии в 1939—1945 годах серьёзных инцидентов с химоружием не было. Хранилища у немцев были первоклассные. Так почему бы спокойно в течение нескольких лет не обезвредить трофейную химию? Так же, как сотни тысяч тонн ОВ в конце 1940-х — 1960-х года были утилизированы в Англии, США и СССР.
Причина экстренного затопления в Балтийском и Северном морях только одна — бывшие союзники смертельно боялись друг друга и требовали взаимного уничтожения германского химоружия. А то мало ли что…
В период со 2 июня по 28 декабря 1947 г. в Балтийском море было затоплено 35 тыс. тонн трофейного химического оружия, в двух районах, в том числе 5000 тонн примерно посредине между шведским островом Готланд и Вентспилсом, в 65−70 милях от берега. Во втором районе захоронения, который находился южнее острова Кристиансе, западнее датского Борнхольма, было затоплено 30 тысяч. тонн ядовитых боеприпасов.
Американские и английские оккупационные войска затопили захваченное в Западной Германии химоружие в четырёх районах: на норвежском глубоководье близ Арендаля, в Скагерраке возле шведского порта Люсечиль, между датским островом Фюн и материком, близ Скагена, крайней северной точки Дании.
Всего в шести районах акваторий Европы на морском дне лежит 302 875 тонн отравляющих веществ. Кроме того, 120 тыс. тонн английского химоружия затоплены в не установленных местах Атлантического океана и в западной части пролива Ла-Манш.
Одновременно с химбоеприпасами 8 августа 1947 г. в Балтийском море советские моряки затопили ещё одно страшное оружие — три германские подводные лодки XXI серии: U-3538, U-3539 и U-3540, уже поднявшие бело-голубой флаг. А ещё 10 недостроенных лодок XXI серии (у нас она называлась 614-й серией) были разобраны на стапелях в Данциге.
Это действительно было «страшное» оружие — первые в мире субмарины, основным режимом которых являлось подводное плавание. Все остальные лодки, построенные до них, были ныряющими! И их основной режим плавания был надводным. Бороться с лодками XXI серии Англия и США в 1945—1950 годах вообще не умели.
Через 10 дней после затопления трёх подлодок, 18 августа, советские моряки отправили на дно трофейный авианосец «Граф Цепеллин».
Какое отношение имели авианосец и лодки XXI серии к химоружию? Прямое! Их смертельно боялись наши союзнички и жёстко требовали уничтожения.
Прошло 80 лет, сотни тысяч тонн затопленных ОВ особых проблем не вызывали. Другой вопрос, что периодически экологи, пиарясь, распространяли страшилки о том, что количество онкологических заболеваний в Швеции увеличилось именно из-за затопленных ОВ, балтийские рыбы болеют раком
В 2017 году доктор физико-математических наук Вадим Пака заявил, что отравляющие свойства химоружия сохраняются десятилетиями, однако данные, которыми располагают учёные, говорят о том, что катастрофы не предвидится.
В морской среде присутствуют только нерастворимые в воде ОВ, высвободившиеся из разрушающихся оболочек — контейнеров, снарядов, бомб. Они не отравляют воду и остаются на дне в виде плотных сгустков с налипшим илом. Какое-то количество частиц загрязнённого ила может уноситься течениями на большие расстояния, но никаких зон с опасными концентрациями ОВ при этом не возникает. Именно поэтому катастрофические варианты отравления морской среды несостоятельны.
Как видим, никаких серьёзных причин для экстренного подъёма ОВ со дна моря нет. Так почему же политики, журналисты и военные Западной Европы внезапно заголосили о подъёме ОВ? Причём планируют это сделать силами флотов НАТО без участия России.
А ведь сейчас Балтийское море стало чем-то напоминать флибустьерское Карибское море XVIII века. Неизвестные пираты взорвали «Северный поток-2». Их уже полтора года ищут военные и разведки США, стран НАТО… Найти не могут. А вдруг начнут подъём ОВ, а эти таинственные бармалеи возьмут, да и взорвут их, как газопровод.
Ждали 80 лет. Почему б не потерпеть ещё, до урегулирования конфликта на Украине, и тихо-спокойно с участием России, моряки которой затапливали ОВ на дне Балтики, не провести подъём ОВ?
Ларчик открывается просто: США и НАТО уже два года ищут повод для блокирования движения торговых и военных судов РФ в Балтийском море.
А тут достаточно весомый аргумент — идут крупномасштабные работы на большой акватории, да ещё по подъёму столь опасного груза. Естественно, район для плавания других судов должен быть закрыт. А работы по подъёму такого количества боеприпасов займут месяцы, если не годы.
Как быть судам других стран? Так пусть проходят через терводы прибалтийских лимитрофов и Швеции. А их правительства разрешат проходить всем, кроме, разумеется, русских.
Правда, в ЕС придумали ещё один пакет санкций, в котором хотят не только ограничить продажу России танкеров (а также запретить перепродажу), но и начать досматривать такие суда на выходе в океан. Такая роль была предложена Дании. Основание для досмотра тоже придумано красивое — якобы несоблюдение экологических законов и нанесение вреда природе.
Далее Эстония и Финляндия тоже планируют начать проверки российских кораблей в Финском заливе, под тем же соусом. В итоге начнётся морская и сухопутная блокада Калининграда.
Кстати, идея не нова. В 1930-м Финляндия и Эстония договорились блокировать Балтийский флот в Финском заливе. Для этого они установили 305-мм орудия на обоих берегах в самом узком месте залива так, чтоб они могли перекрывать весь залив. А также разработали планы постановки в этом месте тысяч мин.
Как видим, угрозы заблокировать Россию на Балтике вполне реальны. Тем более что зарвавшихся эстонцев, финнов, датчан и прочих разных шведов воодушевляет отсутствие должной реакции Кремля на эскалацию агрессивных действий НАТО на Украине.
Москва постоянно устанавливает «красные линии», которые вроде бы никто не должен переступать. Но их не просто переходят, а демонстративно топчут.
Единственный разумный выход — объявить, что в случае попыток досмотра в Датских проливах или Финском заливе российских судов (равно и любых других, везущих наши грузы), туда будут отправлены корабли Балтийского и Северного флотов, несущие на борту ракеты со спецзарядами. И в случае нападения командиры кораблей будут сами решать, использовать обычный боеприпас или специальный.
Держу пари, что после такого официального заявления болтовня о досмотре российских судов и подъёме германских ОВ прекратится в течение недели. А западным судовладельцам компаниям придётся подсчитывать огромные убытки от резкого подъёма ставок страховыми компаниями.