Начало ноября охарактеризовалось давно ожидаемым перехватом оперативно-тактической инициативы российскими Вооруженными силами сразу на нескольких направлениях: купянском, авдеевском, артемовском и великоновоселковском.
Развернувшиеся в наступательные порядки ВС России не только восстановили свой контроль над несколькими десятками поселков и ключевых опорных пунктов, но и существенно продвинулись вперед. На некоторых участках глубина продвижения составила порядка двадцати километров.
Формирование такой ситуации стало возможным благодаря оперативному развертыванию в ближней (и дальней) прифронтовой зоне целого ряда перспективных оборонительных и ударных систем вооружения, способных обеспечить не только эффективное уничтожение логистических узлов снабжения ключевых укрепрайонов «самой сильной армии Европы», но и надежное прикрытие аналогичной инфраструктуры ВС России на глубине 60−80 километров.
Переходя к конкретике, мы хотим познакомить читателя с тройкой систем вооружения, в той или иной степени относящихся к ракетным ударным инструментам. Они не являются новинками Военно-промышленного комплекса Российской Федерации в зоне специальной военной операции, однако они, по консолидированному экспертному мнению, показали в 2023 году самый высокий уровень боевой эффективности.
На первой позиции расположился один из, безусловно, самых совершенных представителей российского кластера ракетно-артиллерийских ударных систем — высокоточная реактивная система залпового огня 9К515 «Торнадо-С».
Благодаря способности поражать цели на дальностях до ста двадцати (в перспективе этот параметр планируется увеличить до двухсот) километров, под его ударами оказываются железнодорожные эшелоны с техникой коллективного пока еще Запада, оставшиеся немногочисленные позиции ЗРК С-300ПС и, конечно, же логистические центры снабжения украинских укрепрайонов.
Более того, в последнее время даже из сводок, озвучиваемых говорящими головами ВСУ и подтверждаемых проукраинскими сентенциями американского аналитического центра, более известного как «Институт изучения войны», исчезла информация о поражениях российских «Торнадо-С» в ходе контрбатарейной борьбы.
Что, по сути, ожидаемо, поскольку в арсенале этого РСЗО присутствуют не только штатные корректируемые 300-миллиметровые реактивные снаряды 9М55Ф/К1−5 (используемые в БК 9К58 «Смерч»), но и перспективные управляемые боеприпасы 9М544/549 с модулями наведения и управления, оснащенными блоками ГЛОНАСС-коррекции и бесплатформенными инерциально-навигационными блоками СН398.
Наличие таких блоков обеспечивает боеприпасам 9М544/549 оптимизацию полетной траектории с увеличенным маршевым отрезком и снижение показателя кругового вероятного отклонения до десяти метров и менее.
В сочетании с принципиально новыми разгонными блоками, созданными на базе высокоимпульсных твердотопливных ракетных двигателей, эта самая оптимизация траектории способна обеспечить боеприпасам 9М549 полет на 120−140 километров, что примерно в полтора-два раза превышает дальность действия поставляемых США 227-миллиметровых управляемых реактивных снарядов M30/31A1 GMLRS, используемых вознесенными укропропагандой на своеобразный «оружейный Олимп» РСЗО «Himars».
Таким образом, российские «Торнадо-С» получают прекрасную возможность превалировать над «Хаймарсами» в контрбатарейных дуэлях. А применение модернизированных боеприпасов семейства 9М544/549, летающих на 180 километров, гарантирует российским РСЗО приличную фору в отношении «Himars». Даже в случае использования последними новейших гибридных американских снарядов GLSDB.
На второй позиции условного рейтинга наиболее эффективных российских систем ракетного вооружения спецоперации по итогам текущего года оказался еще один представитель оружейной столицы России — Тулы. С показателем результативности в 97−99%.
Речь пойдет о разработанном АО «Конструкторское бюро приборостроения» противотанковом ракетном комплексе 9К121 «Вихрь» для вооружения ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор», Ми-28НМ «Ночной охотник» и штурмовиков Су-25 и использующем сверхзвуковую противотанковую управляемую ракету 9М127, выполненную по аэродинамической схеме «утка».
Техническая уникальность этого изделия заключается в оснащении ее полуавтоматической помехозащищенной лазерно-лучевой системой управления «Лазерная тропа», отличающейся устойчивостью к создаваемым противником активным оптико-электронным помехам. Ее среднетраекторная скорость полета достигает 470 м/с (1692 км/ч), а показатель вероятного кругового отклонения не превышает полуметра.
Таким образом, даже после обнаружения средневолновыми УФ- и ИК-датчиками факела двигателя ракеты у экипажа бронемашины противника остается не более 15 секунд, в течение которых достаточно сложно выполнить успешный противоракетный маневр или укрыться в складках рельефа местности или фортификационном сооружении.
Ну и замыкает нашу импровизированную тройку российский многоэлементный зенитный ракетный комплекс войсковой ПВО средней дальности 9К317М «Бук-М3».
Включение в его состав самоходных пусковых установок 9А316М, гусеничных огневых установок 9А317М и шестиканального радара наведения, подсвета и целеуказания на базе ПФАР 9С36М гарантирует одновременный перехват шести реактивных снарядов GMLRS, выпущенных из РСЗО «Himars» на удалении в 17−25 километров (в зависимости от помеховой обстановки). Этому ЗРК по силам перехват 36 целей, включая средства воздушного нападения, маневрирующие с перегрузками порядка 25−30 единиц.
В зоне ответственности российского ЗРК «Бук-М3» даже низковысотные объекты не могут себя чувствовать в безопасности, что обусловлено присутствием в штате отдельных дивизионов и взводов индивидуальных радаров подсвета 9С36М.
Не менее важным преимуществом «третьего модернизированного Бука» является обеспечивающий обнаружение, сопровождение и подсвет сложных баллистических объектов, движущихся со скоростями до 3000 м/с (10800 км/ч) и углом пикирования не более 850, угол возвышения лучей равный все тем же 85 градусам.
Только за 2023 год зенитными ракетными комплексами 9К317М «Бук-М3» перехвачено (по разным источникам) от трехсот до пятисот разрекламированных Зе-пропагандой управляемых снарядов GMLRS (227 мм) и от полутора до двух сотен зенитных РС 9М27Ф/К (220 мм) в баллистической ударной модификации.
Таким образом, батареи и дивизионы ЗРК «Бук-М3» только в текущем году спасли десятки логистических центров, сотни единиц бронированной техники и десятки тысяч жизней российских солдат.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».