Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Секретный фарватер: впервые с начала СВО турки пропустили через Босфор боевой корабль для Украины

Это законная цель для нашего ЧФ. Москва обязана дать команду «Бей!», но не дать тральщику «Черкассы» пройти в Одессу

23960
Секретный фарватер: впервые с начала СВО турки пропустили через Босфор боевой корабль для Украины
Фото: Александр Рюмин/ ТАСС

Утром 18 декабря из Турции пришла новость, озадачившая у нас в стране многих. Проливом Босфор в Черное море под флагом ВМС Украины беспрепятственно прошел бывший британский минный тральщик типа Sandown. Прежде, во флоте Его величества, он назывался HMS Blyth. Новое имя корабля противоминной обороны, в 2021 г. проданного Лондоном Киеву, — M311 «Черкассы».

В ближайшее время, очевидно, то же самое проделает и другой «новый-старый» украинский тральщик M310 «Чернигов» того же проекта. В «девичестве», в составе ВМС Великобритании, носивший название HMS Ramsy.

Оба пополнивших ВМСУ «Сэндауна» прежде по два десятилетия прослужили в боевом составе Royal Navy. А затем по причине крайней изношенности оказались сначала списанными в резерв, а затем предложены Киеву. За приличные, кстати, деньги, которых у него, самой собой, как не было, так и нет. Поэтому сделка в 2021 году была оформлена в кредит, предоставленный тем же Лондоном.

Читайте также
Reuters: истребителям F-16 на Украине взлетать неоткуда, да и незачем Reuters: истребителям F-16 на Украине взлетать неоткуда, да и незачем Залужный уверен, что поставки американских самолетов могли помочь ВСУ год назад. Теперь уже поздно

Затем новоявленные M311 «Черкассы» и M310 «Чернигов» были отправлены на шотландскую верфь на ремонт и модернизацию. На них прибыли из Одессы и прошли полный курс обучения украинские экипажи. А 2 июля 2023 г. в британском Глазго на обоих кораблях противоминной обороны состоялась официальная церемония подъёма украинских военно-морских флагов.

Естественно, тут же ребром встал вопрос: когда и каким путем «Черкассы» и «Чернигов» Киеву и Лондону удастся переправить в Черное море?.

Проблема, кстати, к тому времени выглядела не столь уж простой. Ведь турки еще 1 марта 2022-го, почти сразу после начала нашей спецоперации на Украине, в полном соответствии с конвенцией Монтре вроде бы закрыли черноморскую проливную зону для прохода любых боевых кораблей. Включая и те, что входят в состав флотов стран-членов блока НАТО.

Однако в действительности, пропустив-таки в понедельник через Босфор первого из «новобранцев» ВМСУ, Анкара из собственного правового поля не вышла. Потому что — да, действительно Босфор и Дарданеллы нынче закрыты почти для всех. Но лишь в случаях, если речь идет о проходах из Средиземного в Черное море боевых кораблей нечерноморских стран.

Что, кстати, России только на руку. Убежден: лишь по причине этих военно-дипломатических ограничений, введенных турками, флаги 6-го флота ВМС США и их союзников еще не развеваются над их же крейсерами и эсминцами где-нибудь под Одессой или Очаковом. Создавая нам в зоне СВО массу дополнительных сложностей.

Но экипажи боевых единиц под флагом государств, имеющих выходы к Черному морю, прав прохода проливной зоны в Средиземноморья не лишены. Пожалуйста, в любое время! Хоть — туда. Хоть — обратно.

С единственным, правда, но крайне существенным для России «но». Корабли нашего постоянного оперативного соединения в Средиземном море вернуться в Севастополь вправе в любой день. Предположим, для ремонта или отдыха моряков.

Но, как говорится, для них это будет путешествие с билетом в один конец. Обратно к сирийскому Тартусу те же самые корабли турки уже не выпустят до окончания боевых действий на Украине. Таковы правила, которым Москве приходится следовать.

Именно поэтому, к примеру, нынешний флагманский корабль нашей Средиземноморской эскадры ракетный фрегат «Адмирал Григорович» прошедшей весной вынужден был из Тартуса вокруг всей Европы на скорую руку сгонять на ремонт не в Севастополь, а в куда более далекий Калининград. Как говорится, за тридевять земель киселя похлебать.

И лишь считанные недели назад «Адмирал Григорович» вернулся обратно в Сирию. А ему навстречу с той же целью из Тартуса на Балтику в октябре поплелась доведенная до технического изнеможения многомесячной боевой службой вдали от родных берегов севастопольская дизель-электрическая подводная лодка «Краснодар».

Из-за ограничений, введенных турками, эти и другие наши корабли, которых новость о начале СВО застала в Средиземноморье, к родным причалам могут не вернуться годами.

Поскольку прислать им смену с Черноморского флота у командования нет никакой разумной возможности. Можно только самолетами перебрасывать в Сирию сменные экипажи или отдельных специалистов. Что, собственно, и делается.

Но вернемся к украинским с недавних пор тральщикам, шлепающих к Одессе из Шотландии. Над ними-то флаги ВМС страны, как раз обладающей выходом к Черному морю. Поэтому проходом через проливную зону ни они, ни турки ничего в конвенции Монтре не нарушают. Тем более, что в Средиземное море им, понятное дело, возвращаться нет никакой необходимости.

Тут другое гораздо важнее. Как на появление «Черкасс» и «Чернигова» в своей зоне ответственности станет реагировать наш Черноморский флот? Ведь для него оба тральщика ВМСУ в свете продолжающихся уже почти два года событий — законные цели.

Вероятно, именно поэтому, согласно первым сообщениям из Турции, эти небольшие и крайне слабо вооруженные кораблики получили указание первым делом пробираться не в Одессу, а в куда более близкую к выходу из Босфора румынскую Констанцу. Скорее всего — вдоль самого берега. Сначала по турецким, а потом и по румынским территориальным водам.

Означает ли это, что наши крылатые ракеты и высокоточные бомбы даже и там не в состоянии решительно прервать этот курс? Или подобная решительность грозит нам дополнительным конфликтом с НАТО? Полагаю, вопрос не только к Минобороны, но и к российским дипломатам.

Читайте также
Остатки вражеского гарнизона в Авдеевке добивает страх Остатки вражеского гарнизона в Авдеевке добивает страх У русских восьмикратный перевес в живой силе, клянутся уцелевшие бандеровцы

Но даже если и так, если «Черкассы» и «Чернигов» в пределах чужой для них и для нас 12-мильной зоны от берега не сегодня-завтра все же проскочат в Констанцу, стоит ли их оттуда выпускать? Румынские терводы заканчиваются в районе устья Дуная. Далее — абсолютно враждебная нам сегодня Украина.

Таким образом, команда «Бей!» где-то на траверзе места впадения великой европейской реки в Черное море и должна прозвучать из Москвы. Иного никто в России, как представляется, просто не поймет. Особенно на фоне уже понесенных нами на фронте потерь.

Смогут ли «Черкассы» и «Чернигов» хоть как-то отбиться на ракетной атаки, если она грянет? Как? Чем?

Для справки: бывшие британские, отныне украинские тральщики типа Sandown имеют следующие технические характеристики: длина — 52,6 метров; ширина — 10,5; водоизмещение 450 тонн; скорость до 13 узлов на дизельной силовой установке и до 6,5 узлов на электрической. Корабли вооружены 30-мм боевым модулем и тремя пулеметами калибра 12,7 мм. Экипаж каждого — 34 человека.

Однако что произойдет, если оба экипажа каким-то образом все же доберутся невредимыми до одесских причалов? Случись такое — дорожка окажется проторенной. И по ней может начаться серьезное, а не бутафорское пополнение ВМСУ со стороны НАТО.

Если так, то первым, вероятно, на тот же курс в 2024 году ляжет спешно доводимый до ума турками новенький ракетный корвет F211 «Гетьман Іван Мазепа» (типа «Ада»). Уже спущенный на воду 2 октября 2022 г. на стамбульской верфи в присутствии «первой леди Украины» Елены Зеленской.

Минувшим летом командующий ВМСУ вице-адмирал Алексей Неижпапа плановой датой ввода этого «гетьмана» в подчиненный ему боевой состав как раз 2024 год и назвал.

Если мы допустим, чтобы флот противника в оговоренные сроки получил еще и такое пополнение — что приобретут ВМСУ на этом достаточно мощном корвете?

Читайте также
Расследование «СП»: как внешний рейд Севастополя оказался засыпан вражескими морскими минами Расследование «СП»: как внешний рейд Севастополя оказался засыпан вражескими морскими минами Корабли Черноморского флота вынуждены начать боевое траление. Впервые за полвека!

Прежде всего, сразу восемь пусковых установок достаточно современных противокорабельных ракет «Гарпун» американского производства. Их дальность полета в зависимости от модификации от 120 до 280 километров.

А еще на «Гетьмане Іване Мазепе» обещают установить произведенную в Италии автоматическую 76-мм артустановку типа OTO Melara Super Rapid. В качестве средств ПВО — французские зенитные артустановки Aselsan GOKDENIZ. На задуманном турками корвете неплохое противолодочное и минно-торпедное вооружение.

Нам нужно, чтобы до всего этого во время боевых действий дотянулись руки Киева? А если нет — стоит ли позволять «Черкассам» и «Чернигову» безнаказанно торить заветную для ВМСУ «тропку» в Черном море?

А в это время

Ирония судьбы: как раз в эти дни на базе Вторчермета в севастопольском Инкермане готовят к разделке на металлолом другой бывший украинский тральщик «Черкассы». Тот, что в 1977 г. был спущен на воду для Черноморского флота СССР. Но в 1997-м был по доброй воле передан Россией в состав ВМС Украины. Во время знаменитой «крымской весны» корабль в ночь на 26 марта 2014 г. российские моряки на рейде Донузлава взяли штурмом с помощью двух вертолетов Ми-35 и трех катеров со спецназом.


Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня