Загадочная работа кипит на одном из предприятий Гирода, пригорода румынской Тимишоары. По заказу итальянской компании Drass из Ливорно (Тоскана) там строится сверхмалая подводная лодка типа «Карлик-Midget» модели DG-160. Информация — от авторитетного американского эксперта в области боевых подводных аппаратов Хая Саттона.
Для кого строится субмарина? Судя по всему, это большая тайна.
И хотя от Гирода до Черного моря далековато (порядка 600 километров исключительно посуху), существуют обоснованные предположения, что конечным пользователем построенного в Румынии «Карлика» окажется вовсе не флот этой страны, а Военно-Морские силы Украины. Таким образом сбудется давняя и многим казавшаяся почти несбыточной мрія самостийных адмиралов: в их распоряжении, возможно, вскоре все же появятся какие-никакие, но собственные ударные подводные лодки.
Как выясняется, западные союзники давно рекомендуют Киеву обзавестись именно сверхмалыми подводными лодками. Почему такими? Пункты базирования мини-субмарин легче спрятать от российских ракет и авиации.
Кроме того, оказавшись в северо-западной части Черного моря (а больше просто негде на оставшейся в распоряжении Киева части побережья их дислоцировать) с ее сравнительно небольшими (от 5 до 14 метров) глубинами, подобные «карлики» проще скрытно выводить на боевые позиции. Допустим — из Одессы к берегам российского Крыма. Или туда же, но уже из дельты Дуная.
Поэтому разговоры на эту тему в Киеве звучат не первый год. В публичном поле все началось еще в 2016-м, когда тогдашний главком ВМСУ вице-адмирал Сергей Гайдук внезапно для многих заявил в интервью интернет-изданию Defense Express: «Наши планы предусматривают до 2020 года возродить в составе Военно-морских сил подводные силы в составе 2−4 подводных лодок. Подводные силы должны стать элитой флота и важным боевым, морально-психологическим и сдерживающим фактором в регионе».
К 2020-му ничего, конечно, ни у Гайдука, ни у его преемников не вышло. Не вышло, как известно, и по сей день. Но мрія-то никуда не делась!
Однако одними только разговорами дело в Киеве не ограничилось. Как сообщила одесская газета «Думская», итальянцы, оказывается, несколько лет назад, еще до начала ожесточенного вооруженного конфликта с Россией, реально обсуждали с Министерством обороны Украины возможность продажи незалежной первых трех единиц как раз DG-160. Те, что, по сведениям «Думской», тоже были итальянцами построены в Гироде. Но — для Саудовской Аравии.
Как, почему — неизвестно. Однако разборчивые саудиты от уже спущенной на воду тройки «Карликов» в конечном счете отказались. Компании Drass потребовалось их срочно кому-нибудь сбыть. ВМСУ показались хозяевам новеньких сверхмалых подлодок самым подходящим вариантом.
«Думская» прокомментировала это так: «Цена вопроса была — 50 млн евро за корабль. Это очень неплохая цена. Сравните: каждый корвет класса „Ада“ (первый из которых для ВМСУ спущен на воду, достраивается в Турции и уже назван „Гетман Мазепа“ — „СП“) обойдется Украине в 300 млн евро».
Но с теми тремя «Карликами» для Украины, как говорится, «не срослось». Возможно — цена за них украинским минобороновским генералам показалась все же чрезмерной.
Тем более, что в те годы основные бюджетные финансы в преддверии скорого и, как было ясно почти всем в мире, неизбежного столкновения с Россией, уходили главным образом, на спешное дооснащение и техническую модернизацию двух других видов украинской армии — Сухопутных войск и ПВО. Которые сегодня действительно тянут на себе основную тяжесть боевых действий против русских на фронте.
Теперь, похоже, концепция резко переменилась. Вряд ли случайно Владимир Зеленский в предновогоднем интервью журналу Economist предсказал, что битва за Черное море и Крым в 2024 году окажется основным смыслом и содержанием боевых действий между Украиной и Россией. Совершенно понятно, что наличие в распоряжении Киева собственных хоть каких-то подводных сил могло бы многое решить в этой борьбе.
А что до денег… Чего их теперь украинским генералам считать? Все равно: «Давно гуляем не на свои».
По сути, подарили же натовцы Киеву ни за понюшку табаку все эти «Леопарды», «Челленджеры» и «Брэдли» с «Абрамсами». И много-много чего еще. Наверняка подарят, если сочтут необходимым и эффективным для вытеснения России из Крыма, и сверхмалые, но особо опасные итальянские подводные «Карлики». С обязательствами расплатиться со странами НАТО «когда-нибудь потом».
Впрочем, не пора ли и нам выяснить: что это за штуковина такая, «Карлик-Midget» модели DG-160?
По сведениям Хая Саттона, водоизмещение строящейся субмарины 141 тонна в надводном положении и 169 тонн — в подводном. Что примерно раз в 15 меньше, чем у любой дизель-электрической подводной лодки типа «Варшавянка» Черноморского флота РФ.
Далее: длина «Карлика» 32,24 метра. Диаметр корпуса — 4,12 метра. Это позволяет его без особых проблем вытаскивать из воды и прятать до поры, до времени в хорошо защищенном от наблюдения и от ударов с воздуха береговом ангаре.
Экипаж — 7−8 человек. При этом вполне приличная для не поражающего размерами Черного моря дальность плавания — 2000 миль. Максимальная скорость в подводном положении — до 10 узлов, крейсерская — 5 узлов.
Но самое интересное, конечно, это штатное вооружение DG-160. Несмотря на более, чем скромные размеры этой субмарины, итальянские конструкторы сумели втиснуть в нее до четырех 533-мм торпед. Из них две в носовых встроенных торпедных аппаратах. Еще две крепятся на корпусе субмарины.
Как вариант — для выполнения специального задания на борт можно принять до 6 морских мин. А это уже достаточно серьезно. Допустим, для надежного и долговременного блокирования выхода кораблей Черноморского флота из Севастопольской бухты. Или, скажем, из Цемесской бухты Новороссийска.
Однако и это еще не все. Каждый «Карлик» оснащают еще и двумя системами SDV (SEAL Delivery Vehicle) — средствами быстрой доставки к берегу противника боевых пловцов одновременно на шести надувных лодках. Или на одной надувной лодке, однако с тяжелым вооружением для «коммандос». Включая крупнокалиберные пулеметы или мелкокалиберные автоматические пушки.
Согласитесь, все это отлично вписывается в сугубо диверсионную тактику действий сил противника на Черном море. Которая даже и без участия украинских сверхмалых подводных лодок уже вынудила основную часть кораблей Черноморского флота покинуть Севастополь. И от греха подальше перебраться к причалам Феодосии и Новороссийска.
Когда и если ВМСУ получат из Румынии еще и подводных «карликов», наше положение в этих широтах осложнится куда более существенно. Особенно на фоне известных многим специалистам проблем российских моряков в организации противолодочной борьбы. Для которой у нас специализированных боевых средств — кот наплакал. Три старых-престарых малых противолодочных корабля проекта 1124 М («Александровец», «Суздалец», «Муромец») в 68-й бригаде Охраны водного района в Севастополе. В Новороссийске — еще два таких же («Ейск» и «Касимов»).
При этом, сколько из них в состоянии выйти в море по тревоге — широкой публике знать не положено. Но элементарный здравый смысл и некоторый опыт флотской службы подсказывают, что от причалов в силах оторваться далеко не все даже из этой скудной пятерки.
Утешает единственное: у Украины с обзаведением собственным подводным флотом организационных проблем куда больше. Прежде всего — в стране совершенно отсутствует береговая база, без которой в таком деле — никуда. Нужны штабы, казармы, учебные классы, станции для подзарядки аккумуляторных батарей, минно-торпедные и ракетные арсеналы. В конце концов — необходимы те самые огромные защищенные береговые ангары-укрытия для каждого из «Карликов». Тоже ведь не по щучьему велению возводятся.
Наконец — кадры моряков-подводников. Где их брать? Упомянутая одесская «Думская» констатирует: «Увы, большинство украинских подводников изменило родине (имеются в виду события 2014 года при возвращении Крыма и Севастополя в Россию — „СП“), и новых еще предстоит обучить».
Хотя, не исключено, как раз с этим самостийным адмиралам будет проще всего. К экипажу запросто можно прикомандировать любое количество опытных западных инструкторов-добровольцев. Из той же Италии, допустим. А там — пойди, проверь, кто на самом деле на лодке реально выходит в море? Только ли украинские моряки и с ними пара иноземных инструкторов? Или в боевом походе, допустим, к Севастополю ни одного украинца на борту не окажется?
Из досье «СП»
Еще в 2018 г., во время XV Международной специализированной выставки «Оружие и безопасность», в Киеве был опубликован примечательный доклад местных экспертов под названием «Возможности использования опыта строительства и применения сверхмалых подводных лодок и безэкипажных подводных аппаратов-роботов в возрождении подводных сил ВМС ВС Украины». В докладе отмечалось, что такого рода оружие может оказаться единственно возможным «асимметричным и ощутимым для России» ответом на Черном море.
И далее: «При отсутствии необходимого наряда противолодочных сил, эффективным средством борьбы с ними (русскими подводными лодками — «СП») могут быть не большие и средние ПЛ, для которых слишком проблематичным видится возможность боевого развертывания из пунктов базирования в мелководной, северо-западной части Черного моря, а именно малые и сверхмалые лодки (МПЛ и СМПЛ) и безэкипажные подводные аппараты-роботы (БПАР), опыт строительства и применения которых накоплен в ряде стран…
СМПЛ имеют ряд преимуществ по скрытности и выживанию в ограниченных для маневра прибрежных мелководных районах и в узкостях при небольших расстояниях между пунктами базирования и предсказуемыми районами боевых действий. Эти преимущества достигаются за счет малых размеров лодок, которые затрудняют их обнаружение штатными гидроакустическими комплексами (ГАК), а доставка до побережья разведчиков и бойцов спецназа на СМПЛ является наиболее скрытой по сравнению с доставкой летательными аппаратами или скоростными катерами".
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».