Присутствие на линии боевого соприкосновения робота-сапера (и желательно не одного) уже давно считается жизненной необходимостью. А потому информация о скором успешном завершении на производственных мощностях тракторного завода «ДСТ-Урал» (Челябинск) проекта по созданию перспективной безэкипажной тяжелой машины дистанционного разминирования МТ-10 была воспринята с интересом и «оборонщиками», и военными, и МЧС.
Особенно заверения Сергея Быценко (руководителя направления специальных машин предприятия-изготовителя), что в ближайшее время роботизированный комплекс, способный эффективно обезвреживать даже противотанковые мины, будет передан представителям Министерства обороны для проведения эксплуатационных испытаний. Возможно, даже в зоне специальной военной операции.
Кстати, немногим ранее на этом предприятии, специализирующимся на производстве бульдозерной техники, было запущено серийное производство еще одного «беспилотного сапера» — БМР МТ2, уже применяющейся на территории Украины.
Но сначала немного истории. Творцом идеи создания роботизированного комплекса дистанционного разминирования стал никто иной, как Алексей Текслер — губернатор Челябинской области. Поводом для нее стали массированные бомбардировки летом 2022 года территории Донбасса варварскими боеприпасами — лишенными механизма самоликвидации ПФМ-1 — противопехотными фугасными минами «Лепесток».
Особенно в этом плане «повезло» территории Донецкой агломерации: Волновахе, Ясиноватой и самому Донецку. А Челябинская область как раз и помогает восстанавливать этот регион. Таким образом, собственно, и родилась идея. Губернатор поставил задачу, руководитель «ДСТ-Урал» обозначил сроки и уже через три недели заводское КБ представило первый опытный образец, названый МТ1.
В качестве прототипа нового роботизированного комплекса был взят ПГ20 — серийно выпускаемый погрузчик, оснащенный 107-сильным силовым агрегатом и установленный на гусеничном шасси.
Место кабины заняли модуль радиоуправления и телеметрии, а главным элементом разминирования стал массивный передний трал каткового типа, которым, собственно, и разрушаются (подрываются) противопехотные мины. Рабочая масса МТ-10 составляет порядка восьми тонн — вместе с полностью заправленным топливным баком и подвешенным тралом.
Опыт и результаты, полученные в ходе испытаний МТ1 и отраженные в оригинальных технических решениях, были использованы в серийной МТ2, которая, кстати, в сравнении с исходной версией получила ряд существенных доработок.
Масса изделия осталась неизменной, а вот силовая установка стала значительно мощней — 360 л. с. или 264,8 кВт. А катковый трал продублировали бойковым, приводимым в движение двумя гидромоторами. Сорок подвешенных на цепях бойков, вращающихся с частотой в тысячу оборотов в минуту, стали основным элементом, уничтожающим мины. Появился у новой модели и экскаваторный ковш для ведения земляных работ.
МТ2 способна уничтожать взрывоопасные устройства, мощность которых не превышает четырех килограммов в тротиловом эквиваленте. Все рабочие органы робота выполнены из высокопрочной броневой стали, что помогает изделию выдерживать колоссальные рабочие нагрузки.
Одним из важнейших направлений в реализации этого проекта стала необходимость обеспечения безопасности оператора. Роботизированные комплексы разминирования, впрочем, как и вся техника, выпускаемая тракторным заводом «ДСТ-Урал», дистанционно управляются при помощи установленного на смартфон приложения. Или посредством пульта ДУ по спутниковому или радиоканалу. Как говорится, на выбор.
Версия машины дистанционного разминирования МТ2 управляется посредством радиоканала, причем с момента старта серийного производства и приемник, и передатчик, обеспечивающие устойчивую «картинку» на экране командного пульта, модернизировались трижды.
Поэтому сегодня показатели максимальной дальности управления выглядят так: до двух километров при неактивных средствах РЭБ противника и до полукилометра — в условиях радиоэлектронного противодействия. Правда, это скорее цифры, отображающие техническую возможность.
Гарантированная связь определяется промежутком от пятидесяти до ста пятидесяти метров, но для безопасности оператора этого в большинстве случаев достаточно.
В октябре 2022 года роботизированный комплекс МТ2 работал на разминировании территории между Мариуполем и Новоазовском, чтобы специализированные бригады могли приступить к восстановлению теплосетей. Как известно, поставленная задача была успешно выполнена.
Опытные образцы МТ1 в 2022-м обезвреживали взрывные устройства на территории Донбасса. В селе Широкино (в окрестностях Мариуполя) специалистами МЧС России испытывается один из роботов МТ2. В 2023 году в распоряжение Донецкой Народной Республики прибыли еще несколько единиц МТ2. По результатам испытаний в Широкино руководство завода-производителя рассчитывает на подписание крупного контракта на их поставку.
Почему мы так подробно рассказываем о модели МТ2? Потому что, новейшая тяжелая машина дистанционного разминирования МТ10 — это, своего рода, комбинация мощного серийного бульдозера и роботизированного комплекса МТ2. От последнего «машина для уничтожения мин всех типов» получила радиомодуль, телеметрию и массивный бойковый трал.
Зачем производитель расширяет модельный ряд роботов-саперов? Здесь все очень просто. Начиная с 2014 года «самая сильная армия Европы» с подачи коллективного Запада обильно усеивает территорию Донбасса всевозможными взрывными устройствами. В том числе и запрещенными Оттавской конвенцией «Лепестками».
Даже после окончания специальной военной операции мирные жители освобожденных российскими войсками территорий еще долго будут рисковать подорваться на самостийных минах и фугасах. Оставленные драпающими в панике «хероями» ВУ значительно (вероятно, в разы) увеличат объем работы российским саперам — и людям, и роботам.
В одном из своих июльских номеров американская газета «The Washington Post» опубликовала мнение одного из «крупных специалистов» саперного дела, посчитавшего, что для полного разминирования территории «страны самых больших прапоров и тризубов» понадобится ровно 757 лет. Вот так, с точностью до года. Правда в условия его расчетов были изначально введены такие данные, чтобы как можно сильнее шокировать падкого на сенсации американского обывателя.
Естественно, что процесс гуманитарного разминирования потребует куда больше, чем пятьсот саперных групп, вооруженных примитивным инструментом, а именно такими силами собирался разминировать Украину американский «спец». Для осуществления мероприятий такого масштаба необходимы тысячи квалифицированных саперов и сотни единиц роботизированных комплексов, безэкипажных машин разминирования и другой инженерной техники.
И чтобы не растягивать процесс на семь веков, уже сейчас имеет смысл разрабатывать, создавать, испытывать и перманентно совершенствовать комплексы, предназначенные для работы, как на смешанных минных полях, так и на территориях, о которых вообще неизвестно, что там зарыто.
В том числе с учетом необходимости регулярной и, главное, оперативной замены тралов и других узлов в полевых условиях. А созданный тракторным заводом «ДСТ-Урал» «робот-сапер» МТ10 как раз такую специализацию и имеет. Его главным «полем» деятельности, скорее всего, должны будут стать территории, которые захисники евроатлантической солидарности в ожидании наступления российских танковых клиньев наиболее активно минировали.