Западные эксперты вторят друг другу: в 2024 году ВСУ ждет грандиозное поражение, вне зависимости от того, получат они натовское вооружение или нет. Ветеран армии США Дэвид Дэвис в интервью Hindustan Times говорит, что выделение еще $60 млрд американской военной помощи (столько просит Джо Байден) лишь приведет к большему кровопролитию.
Украинская армия уже показала, что неспособна на крупные маневренные операции, провалив сначала летнее «контрнаступление», а затем форсирование Днепра, говорит Дэвис.
С ним согласен Майкл Кофман, маститый западный эксперт по Вооруженным силам РФ. По его словам, если еще в середине 2023-го ситуация на фронте была тупиковой, то последние месяцы года окончательно склонили чашу весов в пользу Москвы.
«Материальное преимущество полностью на стороне России, — цитирует Комфана Courthouse News Service. — Украина скоро может начать проигрывать, и люди должны четко понимать это. ВСУ продолжат сражаться, но это будет все более отчаянная борьба».
С геополитической точки зрения ставки только выросли, поскольку западные финансовые и технологические санкции ничуть не ослабили Россию, наоборот — укрепили ее.
«Оглядываясь назад: мы абсолютно недооценивали, насколько успешной будет адаптация России, — говорит Мария Снеговая *, эксперт Джорджтаунского университета. — Мы видим, что страна очень успешно приспосабливается к санкциям».
Для западных и украинских лидеров крайне неприятным сюрпризом стало то, как быстро Москва перевела экономику на военные рельсы. Сейчас Россия уверенно выигрывает гонку вооружений у всего НАТО, констатирует Courthouse News Service.
«Настроение в Киеве становится отчаянным, конфликты, интриги, междоусобицы отравляют политику в украинской столице, — пишет американское издание. — Все чаще внутренняя критика направлена против президента Зеленского. Тем более, что возник раскол между ним и Валерием Залужным».
На пике этого конфликта начались российские ракетные атаки по объектам ВСУ и украинского ВПК, отмечает в интервью немецкому изданию ZDF Heit Live военный эксперт Нико Ланге. Время выбрано не случайно. Атаки, по мнению Ланге, преследуют несколько важных целей, в том числе политических.
Серия «сезонных» ударов в 2023 году началась намного позже, чем в 2022-м. И для этого есть объективное обоснование. Поскольку нынче украинская противовоздушная оборона оказалась лучше подготовлена, для уничтожения критической инфраструктуры потребовалось больше средств нападения.
Если в 2022 году основной мишенью были объекты энергетики и крупные транспортно-логистические узлы, то этой зимой — оборонные предприятия: заводы по производству боеприпасов и ремонту техники. Мощные ракетные удары подрывают поддержку власти в украинском социуме, который видишь лишь ложь и неспособность защитить даже крупные города.
А в российском обществе атаки воспринимаются с патриотическим подъемом. Он особенно важен в текущем электоральном цикле.
По словам Ланге, России нужны компоненты для производства крылатых ракет и других средств воздушного нападения (СВН), ассортимент которых в 2022 году был ограничен из-за технологических санкций. Однако в последние месяцы Россия работала над тем, чтобы обойти запреты, найти способы, чтобы разработать собственные электронные компоненты или, возможно, купить их через третьи страны. Таким образом, выпуск СВН увеличился.
«Можно предположить, что Россия сейчас производит 100−120 крылатых ракет в месяц. Оперативных запасов хватит еще на две или три крупных атаки — предположительно, в ближайшие недели, когда на Украине будет очень холодно», — констатирует Ланге.
Немецкий эксперт жестко критикует западных политиков, которые после окончания Холодной войны оказались неспособны оценить геополитические риски. Военная промышленность Евросоюза была развалена. Именно поэтому ВСУ сейчас не только испытывают «снарядный голод», но и столкнулись с невозможностью техобслуживания и ремонта поставленных танков.
Запад не предоставил ВСУ бронированные эвакуационные машины в достаточном количестве. Поэтому украинцы вынуждены оставлять натовскую технику на поле боя.
По подсчетам нидерландского проекта Oryx, только с начала позорного «контрнаступления» ВСУ бросили 8 «Леопардов», 4 шведских Stridsvagn 122, 2 легких колесных танка AMX-10 RC, 3 БМП CV9040C, 3 БМП Marder, 5 машин с усиленной противоминной защитой Oshkosh M-ATV.
И это самые консервативные оценки: оставленной на поле боя или при отступлении бронетехники намного больше. Причем российские войска сумели захватить в качестве трофеев M2A2 Bradley ODS-SA, CV9040C, Rochel Senator, AT105A Saxon и другие образцы. Все они уже разобраны военными инженерами до винтика. Системы управления огнем, композитная броня, двигатели детально изучаются.
* Признана иноагентом решением Минюста РФ от 3 ноября 2023 г.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине читайте в теме «Свободной Прессы».