8 января 2024 года Министерство обороны России сообщило об ударе высокоточным оружием большой дальности морского и воздушного базирования по объектам ВПК Украины. Он был нанесен, в том числе гиперзвуковым ракетным комплексом «Кинжал» с высокоточной гиперзвуковой аэробаллистической ракетой, размещенной на модернизированном дальнем истребителе-перехватчике МиГ-31.
«Кинжал» способен поражать цели на дальности более 2 тысяч километров, гарантированно преодолевая все существующие и разрабатываемые системы ПВО-ПРО. А что известно на сегодняшний день о подобном оружии в США?
Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться. И вот почему. Не так давно в Вашингтоне проходило совещание, на котором крупные военные и гражданские спецы обсуждали проблемы разработки гиперзвукового оружия и защиты от него.
Глава командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) и Северного командования BВC США (USNORTHCOM) генерал Глен Дэвид Ван Херк с озабоченностью сказал о том, что российское и китайское гиперзвуковое оружие представляет собой угрозу для США, и что такое оружие «с потенциалом независимого маневрирования» бросает вызов прежним версиям систем раннего предупреждения о ракетном нападении, а «оборона не успевает за его развитием».
Удивительно, но там же генерал, противореча себе, заявил, что оборона от гиперзвукового оружия не требует принципиально новых технологий. По его мнению, эффективная защита должна включать в себя осведомленность о действиях противника, а также эффективное отслеживание всех этапов от запуска до удара. И уже сегодня для этого Пентагон разрабатывает загоризонтные радары и сенсоры, в том числе в космосе, работающие с помощью искусственного интеллекта и машинного обучения.
И как раз это противоречие не может не настораживать. Во-первых, слишком легковесно звучит посыл о том, что «оборона от гиперзвукового оружия не требует принципиально новых технологий». Как же так? Любой серьезный специалист знает, что гиперзвук — это квинтэссенция именно новых технологий, а защита от такого оружия еще сложнее.
Во-вторых, пару лет назад тема гиперзвука, словно по команде, исчезла из всех средств массовой информации США. А это — явный разведпризнак засекречивания работ.
В-третьих, в последнее время сами американцы начали проговариваться на эту тему, что, скорее, говорит об успешном ходе работ в этом направлении или их завершении. Бывший глава Пентагона Марк Эспер на ежегодном заседании неправительственной Ассоциации сухопутных войск заявил: «Мы увеличиваем наши инвестиции в гиперзвуковую технику в течение следующих пяти лет, чтобы ускорить испытания и развить эти возможности для истребителей».
По его словам, гиперзвуковое оружие находится на вершине списка приоритетов армии США — на разработку направлены беспрецедентные человеческие и финансовые ресурсы. Из всего сказанного можно сделать вывод, что так называемые утечки о неудачах США в испытании гиперзвукового оружия пару лет назад — не более чем утка.
В связи с чем возникает вопрос: чего же все-таки добились США за последние годы в создании гиперзвукового оружия и каковы на сегодняшний день наиболее опасные средства поражения?
Прежде всего, отметим перспективную гиперзвуковую ракету авиационного базирования AGM-183A — Air Launched Rapid Response Weapon (ARRW). Ее успешное испытание впервые было проведено в начале 2022 года. Опытная ракета пролетела около 1600 километров, преодолев их за 10−12 минут над морским ракетным полигоном Пойнт-Мугу на Тихоокеанском побережье США, успешно отделившись от носителя — стратегического бомбардировщика Boeing (B-52H Stratofotress). Этот самолет в модификации Б-52 G способен нести на внешних узлах подвески до четырех ракет AGM-183A.
У этой ракеты твердотопливный ускоритель, позволяющий развивать скорость от 6,5 до 8 Махов. Есть гиперзвуковой планирующий боевой блок, скрытый под головным обтекателем. Внешний вид блока позволяет определить его массогабаритные характеристики. Вес оценивался в пределах 70−80 кг.
После пуска с борта самолета-носителя ракета движется по классической баллистической траектории, разгоняется до высоких скоростей в апогее до высоты 400 километров. После чего освобождает полезную нагрузку — гиперзвуковой клиновидный глиссирующий боевой блок (ББ) TBG, который в управляемом полете за счет полученной от ракеты кинетической энергии скользит к цели в плотных слоях атмосферы с гиперзвуковой скоростью до 11,5 Маха на дальность 1600 км. У цели на малой высоте скорость ББ снижается до 5−6 Махов (1650−1985 м/с) из-за отсутствия собственного маршевого двигателя.
Тем не менее, блок TBG является управляемым благодаря своей клиновидной форме, создающей подъемную силу при движении в плотных слоях атмосферы на гиперзвуковых скоростях. Он может менять свое положение в трех плоскостях — по тангажу, рысканию и крену. Что дает возможность маневрировать по курсу, высоте и гарантированно поражать цели.
Пока о ядерном оснащении крылатой ракеты AGM-183A речи не идет — из-за сложности ее конструкции и габаритов созданных ранее ядерных устройств. Даже самые распространенные ЯЗУ в американском арсенале W-80 имеют диаметр миделя более 30 см, что никак не вписывается в конструкцию AGM-183A. Но нет сомнения, что эта проблема будет решена в ближайшем будущем — как решена она уже сегодня в другой ракете — HAWC.
HAWC — Hypersonic Air-breathing Weapon Concept — представляет собой гиперзвуковую КР воздушного базирования с воздушно-реактивным двигателем. Впервые ракета была успешно испытана в сентябре 2021 года. Это изделие относится к тому же классу ракетного оружия — ударных комплексов воздушного базирования Air-Surface (воздух-поверхность), но предназначено для вооружения самолетов тактической авиации F-15EX и F-35 A/C.
По словам источника в Пентагоне, впервые ракета была успешно запущена с борта истребителя-бомбардировщика F-15EX у западного побережья США. Подробности первого теста долгое время держались в секрете, чтобы избежать эскалации напряженности с Россией. Но когда информация об этом просочилась в СМИ, Пентагон вынужден был официально дать минимальные пояснения. Каковы характеристики этого изделия?
После сброса с самолета-носителя ракета, оснащенная ВРД Aerojet Rocketdyne, достигла скорости 5 Махов и пролетела на высоте более 20000 м расстояние около 500 км. Кроме того, на этой КР достаточно места для ядерной БЧ типа W-80 и W-84. Конструкция боеголовки W-84 является производной от конструкции ЯЗУ W-61 и является близким родственником боеголовки W-80.
Компания Lockheed Martin опубликовала рендер истребителя F-35 с подвешенной на внутреннем подкрыльевом пилоне ракетой HAWC. Длина самолета F-35 — 15,57 метра, размах крыла — 10,67 метра, высота по килю — 4,39 метра. Применяя метод пропорционального масштабирования, можно довольно точно рассчитать массогабаритные параметры ракеты.
В результате приходим выводу, что КР имеет следующие характеристики: длина — 4,152 метра, диаметр миделя ступеней — 0,593 метра. Этот параметр дает понимание, какой конкретно тип двигателя можно установить на ракете в качестве стартового ускорителя. Скорее всего, это ТТРД Orion 24 XL. Число 24 в коде означает внешний диаметр миделя ступени в дюймах, а буквенный код — его длину.
Стартовый вес двигателя — 2 250 кг. 50% его приходится на разгонный твердотопливный ускоритель. Тяга составляет 200 KN, время работы — 13 секунд. Предполагаемая дальность пуска — 800 км. Крейсерская скорость полета на маршруте М-5 или чуть больше (1500−1600 м/с). Рассказываем так подробно лишь потому, что именно эта ракета в данное время может представлять для противоракетной обороны России наибольшую опасность, поскольку способна нести ядерный заряд.