
О них не снимают захватывающих сериалов, они не становятся героями военно-приключенческих романов, о службе в этих войсках не грезят мальчишки. Мы говорим об одном из видов Специальных войск Российской Федерации — Инженерных войсках, которые люди далекие от армейских реалий считают чем-то, мягко говоря, полувоенным. Однако эти представления бесконечно далеки от действительности.
Сегодня Инженерные войска России выполняют достаточно широкий перечень весьма непростых задач, причем непосредственно на поле боя. Именно они производят минирование и формируют проходы в минных полях противника, обеспечивают войсковым группам, частям и подразделениям оперативное преодоление водных преград и заболоченных участков местности — и даже участвуют в штурме зданий при ведении боевых действий в условиях городской застройки. И это далеко не полный перечень функциональных возможностей Инженерных войск Российской Федерации, отметивших 21 января свой профессиональный праздник.
Даже профессионалы из Пентагона, Североатлантического альянса и американского Института изучения войны (ISW), поддержанные стройным хором продажных западных СМИ, признали, что одной из ключевых причин оглушительного провала бандеровского контрнаступа, предпринятого летом 2023 года, стала воздвигнутая российскими инженерами «линия Суровикина» с ее обширными минными полями. Именно на них созданная и обученная коллективным Западом «гвардия наступа» потеряла сотни единиц бронированной техники, включая распиаренные Киевом танки «Leopard» и БТР «Bradley».
Как оказалось, для уничтожения «шедевров американского и немецкого танкостроения» достаточно старой советской ТМ-62. Успешно демилитаризовав несколько десятков единиц натовской бронетехники, самостийные генерал-атаманы попытались сменить тактику, бросая в атаку небольшие штурмовые группы, обезвреживавшие мины вручную. Правда, с нулевой эффективностью.
ИСДМ (инженерная система дистанционного минирования) «Земледелие» легко обнулила их титанические усилия. ТЗМ, состоящая из двух транспортно-пусковых контейнеров (по двадцать пять 122-миллиметровых боеприпаса в каждом), смонтированных на бронированной восьмиколесной автомобильной платформе КамАЗ, способна оперативно «засеять» противопехотными (ПОМ-3) или противотанковыми (ПТМ-4М) минами поле на дистанции от пяти до пятнадцати километров.
Используя «Земледелие», подразделения Инженерных войск ВС РФ на приоритетном для ВСУ Запорожском направлении оперативно восстанавливали с таким трудом снятые украинскими саперами мины, создавая ловушки и полностью блокируя передвижения укровермахта. Не забывая при этом об автоматическом расчете параметров стрельбы, составлении формуляров и нанесении новых минных полей на электронную карту местности.
Но, как говорится, ни минным полем единым. В качестве сюрприза для «гвардии наступа» российские инженеры с помощью современных гусеничных «кротов» создали разветвленную сеть траншей протяженностью в несколько сотен километров.
В 2023 году в зоне специальной военной операции широко использовались быстроходные траншейные машины БТМ-4М и БТМ-3, главным рабочим инструментом которых служит стальное колесо, оснащенное ковшами. В течение часа такой «крот» отрывает траншею глубиной в полтора метра и протяженностью 1000 метров в обычном грунте и 250 — в мерзлом.
Для встречи бронетанковых колонн шароварных последователей Бандеры при помощи оснащенной роторной фрезой и отбрасывателем МДК-3 (машина для котлованов, производительность которой составляет порядка 800 метров в час) вдоль линии боевого соприкосновения создали противотанковые рвы.
В «земляных мешках» которых (шириной 3,7 и глубиной 3,5 метра) некоторым из особенно упертых бандеровских экипажей пришлось бросить свои танки и бронетранспортеры. Кстати, раньше были такие машины и у «самой сильной армии Европы», однако в свидомом украинце торгаш всегда побеждает военного. Всё продали.
Говоря об участии инженерных подразделений ВС РФ в СВО, нельзя ограничиваться исключительно обороной. ИМР-3М (инженерная машина разграждения) — полноправный участник штурмовой операции по взламыванию укрепрайонов противника.
Наличие телескопической стрелы, универсального бульдозера и ножевого колейного трала, оснащенного электромагнитной приставкой, позволяет машине прокладывать проходы в лесных и каменных завалах, колонные пути, самостоятельно преодолевать противоднищевые и противогусеничные минные заграждения. Она способна работать и на местности с высоким уровнем радиоактивного заражения.
К тому же в самое ближайшее время в зону СВО должна поступить универсальная бронированная инженерная машина на базе ОБТ Т-90, выполняющая функции разминирования, минного разграждения, ремонта и эвакуации поврежденной техники.
Однако, как говорил один известный киноперсонаж, «война приходяща», и даже по ее окончании для подразделений Инженерных войск количество боевых задач не уменьшается. И наиболее важной из них считается разминирование освобожденных территорий. Это и засыпанные украинскими «Лепестками» (ПФМ-1) города и населенные пункты Луганской и Донецкой Народных Республик, и заминированные укронацистами комбинат «Азовсталь» и Мариупольский аэропорт, и напичканные фугасами и растяжками руины Артемовска, Марьинки и Авдеевки.
И успешно, то есть без потерь, выполнять поставленные перед инженерными подразделениями задачи помогают роботы и даже сказочные существа. Говоря о сказочном герое, мы, естественно, имеем ввиду одно из наиболее известных вооружений Инженерных войск России — установку разминирования УР-77 «Метеорит», прозванную «Змеем Горынычем».
В оперативных сводках отечественного оборонного ведомства эта установка упоминается гораздо реже высокоточного оружия, беспилотных летательных аппаратов или тех же танков, что, впрочем, вполне логично следует из ее функционального назначения.
К тому же грамотное включение в боевую работу этого комплекса считается верхом военного искусства. УР-77 довольно активно применялся даже на начальном этапе спецоперации. Он присутствовал в Мариуполе, где работал в промышленной зоне ЧАО «Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича» и на руинах «Азовстали».
Украинские националисты упорно стараются избегать встреч со «Змеем Горынычем», и тому есть три причины. Во-первых, УР-77 достаточно сложно уничтожить, поскольку его группа сопровождения составляет несколько десятков мотострелков и не менее двух-трех танков.
Кроме того, платформой для создания «Метеорита» послужило бронированное шасси САУ 2С1 «Гвоздика». Во-вторых, в «боекомплект» УР-77 входят два детонационных шнура, а экипаж обладает способностью дважды «расчистить» один и тот же объект. Один раз от мин, второй — от «потомков древних шумеров».
И, в-третьих, УР-77 нередко работает в паре с другим российским комплексом, вызывающим у представителей ВСУ животный ужас, — ТОС-1А «Солнцепек». Боевое применение этого «дуэта» не оставляет им шансов на выживание.
Не менее широко в зоне спецоперации используются саперы, имеющие право на ошибку, — робототехнические комплексы. И самым распространенным из них является МРТК-Р «Уран-6». Его «специальностью» является разминирование горных, лесистых или урбанизированных территорий. За один проход робототехнического комплекса от взрывоопасных предметов очищается «полоса» шириной 1,7 метра. «Уран-6» защищен достаточно прочной броней, чтобы не опасаться подрыва минных боеприпасов массой до одного килограмма.
Установленные на роботе-сапере четыре видеокамеры обеспечивают оператору полный круговой обзор, а уникальное оптико-электронное оборудование позволяет осуществлять разминирование в круглосуточном режиме.
Один такой робот-сапер способен заменить собой два десятка хорошо подготовленных специалистов. Заметьте, при абсолютной (!) гарантии безопасности оператора, поскольку дистанционное управление «Ураном-6» осуществляется с расстояния в несколько сот метров.
В состав МРТК-Р «Уран-6», конструкция которого, по сути, представляет из себя самоходный радиоуправляемый трал на гусеничном ходу, включены:
— ДУМ-Р или дистанционно управляемая машина разминирования;
— комплект сменных тралов (катковый, фрезерный и бойковый) и рабочее оборудование (механический схват и бульдозерный отвал), обеспечивающие эффективную работу с грунтами различных типов;
— запасные части и принадлежности.
И в качестве резюме. Успех российских войск, берущих под свой контроль все новые населенные пункты и территории, невозможен без боевой работы военных инженеров, обеспечивающих минирование, разминирование, преодоление водных преград, формирование проходов в минных полях, городских и лесных завалах.
Они постоянно присутствуют на всех участках театра военных действий, работая в интересах не только Вооруженных Сил РФ, но и мирных жителей освобожденных от нацистов городов, поселков и деревень.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».