Черноморский флот те два года, которые идет СВО, на балует нас хорошими новостями, скорее наоборот. И нельзя сказать, что только у черноморцев проблемы — западная военно-морская коалиция, пытающаяся навести порядок в Красном море, тоже несет потери, хотя и небоевые, а решить поставленную перед ней проблему не в состоянии. И возникает вопрос — насколько нынешние военно-морские силы адекватны современным вызовам. А главное — что их ждет в будущем? Помочь разобраться с ситуацией «Свободная Пресса» попросила известного военного эксперта, доктора военных наук, капитана 1 ранга Константина Сивкова.
«СП»: Константин Валентинович, с Черноморским флотом что-то неладное творится. В чем причины?
— По сути задачу завоевания господства на море Черноморский флот решил — вражеских кораблей нет. А те безэкипажные катера, которыми Украина атакует наши корабли — это, по сути, уже не действия флота. Это работа береговых сил, а именно диверсионная деятельность. И потери, который понес флот, говорят не о его слабости, а об элементарных просчетах и недооценке возможностей противника.
«СП»: Но сам факт, что военные корабли можно выводить из строя средствами, куда более дешевыми, а главное — доступными не только государствам, но и иррегулярным формированиям вроде хуситов, не может не настораживать…
— В мире появилось два фактора, которые очень серьезно повлияют на стратегию и тактику флотов мира, но и вообще на действия всех вооруженных сил.
Первый — появление беспилотников уже как оперативно-тактического, а то и стратегического вида вооружений.
Второе — это широкое распространение ракетных высокоточных технологий, современные ракеты с эффективными возможностями самонаведения доступны и тем же иррегулярным формированиям, которые вы упомянули.
Как это повлияет на развитие флота? Есть два принципа его использования — флот против моря, то есть морские сражения, и флот против берега, когда корабли работают по наземным объектам.
При действиях «флот против флота» огромную роль начинает играть развитие беспилотных средств как фактора вооружения, и это никак не связано с развитием ракетных технологий, которым последнее время отдавался приоритет.
Беспилотники предоставляют широчайшие возможности по ведению тактической, оперативной и даже стратегической разведки. То есть те же корабли, которые ранее имели возможность обнаруживать цель лишь в пределах радиолокационной видимости, с использованием беспилотников получают возможность наблюдать цели, находящиеся на очень больших удалениях.
Для применения ракетного оружия ранее требовалось создавать специализированные средства разведки, включая самолеты, подводные лодки, космические аппараты. И теперь происходит дополнение всего имеющегося традиционного разведывательного арсенала беспилотными ЛА, причем конструктивно включаемых в состав ракетных комплексов.
«СП»: Я правильно понимаю, что такие «ракетно-беспилотные» комплексы должны стать штатным вооружением корабля?
— Именно. Кроме того, БЛА были бы очень эффективны для целей длительного патрулирования в определенных районах Мирового океана. В первую очередь — для эффективной борьбы с подводными лодками. Если лодки находятся в защищенных районах, прикрытых авиацией, то их поиск и уничтожение традиционными воздушными средствами сопряжен с большими потерями.
То же можно сказать и про действия противолодочных ПЛ. Воздушные и подводные беспилотные аппараты могли бы эффективно решать такие задачи, сведя к нулю риск потерь личного состава. И работы в этом направлении уже активно ведутся — и у нас, и на Западе.
Далее — борьба с минами, эту задачу подводные беспилотники могут успешно решать.
«СП»: Мы говорим о беспилотниках корабельного базирования?
— Носителями беспилотников могут быть корабли, подводные лодки и самолеты, причем аппаратов как летающих, так и полупогружных, и подводных. Подводные дроны как правило должны быть автономно действующими, а вот надводные (полупогружные) и летающие могут работать в полуавтономном режиме, с возможностью телеуправления.
Соответственно, мы можем классифицировать беспилотники по назначению. Он могут быть тактическими — для обнаружения и уничтожения конкретной цели в радиусе 300−400 километров. Оперативные — это те, которые будут создаваться для нанесения ударов по корабельным соединениям, дальность действия — полторы-две тысячи километров. И, наконец, стратегические беспилотники, призванные решать задачи на всем театре военных действий, с радиусом действия до 8 тысяч километров.
«СП»: А если флот работает не по вражескому флоту, а по берегу, беспилотники — не имею ввиду подводные — потребуются те же самые, или тут задачи иные?
— В борьбе «флот против берега» задачи, конечно, будут отличаться. Первая, которую придется решать — вскрытие объектов воинских формирований, в том числе и иррегулярных. Вторая — быстрое нанесение удара по выявленным целям. Для этого нужны комбинированные беспилотники, решающие задачи как разведки, так и нанесения удара. То есть разведывательно-ударные воздушные комплексы. Удар с кораблей может наноситься и ракетным оружием, и тут главное достоинство ВМФ — оперативность нанесения такого удара.
«СП»: Такая «беспилотизация» военно-морских флотов потребует каких-то значимых изменений в конструкциях кораблей? Можем ли бы говорить об очертаниях некоего «военного корабля будущего»?
— Все будет зависеть от того, какие конкретно беспилотные комплексы будут планироваться для вооружения флота. Потому пока преждевременно рассуждать о конкретике, но скорее всего данный вопрос станет актуальным достаточно скоро.