
По информации военного обозревателя «Defense News», руководство Пентагона, от которого компании, реализующие программу «Future Attack Reconnaissance Aircraft» (FARA, перспективный разведывательно-ударный летательный аппарат), потребовали для ее продолжения еще $5,0 млрд, приняло решение о закрытии проекта «вертолета будущего».
Чего в этом «пересмотре перспективных планов» было больше — анализа реальной эффективности данной авиационной программы или невозможности ее дальнейшего финансирования столь ударными темпами — пока не совсем ясно. Скорее всего, присутствовали оба фактора.
Однако в качестве официальной причины оборонное ведомство США выдвинуло основанное на опыте российско-украинского вооруженного конфликта понимание утраты разведывательными вертолетами части своих возможностей в этом направлении, передав их, как заявил генерал Джордж Алан Ренди (начальник штаба сухопутных войск армии США), беспилотным разведывательным аппаратам.
Изучив опыт боевых действий на Украине американцы, по словам генерала, осознали, что «воздушная разведка изменилась самым фундаментальным образом». Что современное оружие и оборудование, например, датчики, установленные на космических и беспилотных аппаратах, стали более дальнодействующими, более повсеместными и даже более дешевыми.
И таким образом, стартовавшая в 2018 году программа разработки перспективного разведывательно-ударного вертолета, должного дополнить крыло армейской авиации США, в частности вертолеты семейства Boeing AH-64 «Apache», должна быть закрыта. Поскольку за прошедшие шесть лет ни один из прототипов проекта FARA в воздух так и не поднялся — даже несмотря на потраченные на них $2,0 млрд и желание в течение следующей пятилетки увеличить эту сумму еще на $5,0 млрд.
То есть, если верить начальнику штаба сухопутных войск США, именно действия российской армейской авиации против ВСУ стали причиной сворачивания проекта «вертолет будущего», ведь об успехах вертолетов «самой сильной армии Европы» не заикаются даже самые отмороженные говоруны этой самой армии.
Теперь, после «трезвой оценки современного боя в целом, и коренных изменений в области воздушной разведки, в частности» представители оборонного ведомства США желают развивать направление беспилотной авиации, заявив об увеличении ассигнований в эту сферу.
Однако, вернемся на шесть лет назад, когда в борьбу за многомиллиардный контракт FARA вступили «Bell Helicopter» с проектом «360 Invictus» и компания «Sikorsky Aircraft», продвигавшая концепт «Raider X». Наступивший 2024 год был тогда назван годом поднятия в воздух созданных компаниями-конкурентами прототипов. Как видим, не срослось.
Тем не менее представители компании «Sikorsky Aircraft» во всеуслышание провозгласили, что созданный ими в рамках данного проекта экспериментальный составной высокоскоростной вертолет с соосной несущей винтовой системой Х2 «способен обеспечить такие показатели дальности, скорости и уровня маневренности, с которыми не в состоянии равняться ни один из существующих в мире вертолетов.
«Наши перспективные вертолеты X2 безусловно будут востребованы в международных и локальных военных миссиях, как сегодня, так и в будущем. Мы сильно разочарованы решением Пентагона и в нетерпении ждем его отчета, чтобы понять мотивы», — заявили в «Sikorsky Aircraft».
Такое заявление, по мнению многих, выглядит как минимум странно, поскольку ставшие доступными бюджетные документы, согласно которым именно этот разработчик запросил дополнительные пять миллиардов зеленых президентов на финансирование своего проекта. Военные эксперты перманентно дряхлеющего «гегемона» уже называют данный отказ от реализации военной программы самым крупным за последнее десятилетие.
По словам некоторых офицеров армии США, боевые действия на украинском театре военных действий привлекли особое внимание к успехам БПЛА и исходящим от них угрозам для противника. Что и стало одной из причин того, что армия США стала массово закупать современные БПЛА, в том числе и модели с воздушным запуском, способные поддерживать функции «беспилотного роя».
Поскольку главным своим врагом Соединенные Штаты Америки назначили Китай, а это, как ни крути, сильное и очень хорошо защищенное в военном отношении государство, Пентагон рассматривает возможность ослабления его боевого потенциала при помощи дешевых беспилотных летательных аппаратов.
Поэтому, как заявил представитель Командования перспективного развития армии генерал Джеймс Рейни, несмотря на то что американская армия по-прежнему испытывает необходимость в программе, подобной FARA, еще один аналогичный проект его служба начинать не намерена.
Высвободившиеся ресурсы будут направлены в иные сферы. Такие, как беспилотная авиация, способная выполнять разведывательные и ударные функции в зоне боевых действий.
Не привыкший признавать своих ошибок Пентагон, говоря о сворачивании программы FARA, предпочитает называть это «ребалансировкой инвестиций в авиацию».
Кстати, временное прекращение производства турбовального силового агрегата General Electric T901, созданного в рамках проекта ITEP (Improved Turbine Engine Program), тоже тесно связанно с отказом от проекта FARA. Хотя ранее интеграция T901 в конструкцию вертолетов AH-64 «Apache» и UH-60 «Black Hawk» рассматривалась в качестве одного из основных направлений деятельности Пентагона.
Теперь же, в приоритете закупки большого количества новых «Черных Ястребов» версии UH-60M и увеличении парка транспортных CH-47F Chinook. Сэкономленные финансы предполагают направить на новую версию грузового CH-47F Block II Chinook, дальнейшее развитие семейства Black Hawks и создание штурмовика дальнего радиуса действия по программе FLRAA.
Что же касается БПЛА, то американцы решили избавиться (естественно, не бесплатно) от своих морально и технически устаревших RQ-7 Shadow (первый полет состоялся в 1991 году) и RQ-11 Raven (октябрь 2001 года). Вместо них «гегемон» планирует существенно нарастить свои инвестиции в разработки, обеспечивающие активное расширение и ускорение производства беспилотных авиационных разведчиков, включая тактические системы, а также на расширение диапазона беспилотной воздушной разведки.
И в заключение. Несмотря на всю сенсационность информации об отказе от проекта FARA и вызванным ею потрясений среди американских военных, в экспертном сообществе США нашлись люди, не только поддержавшие такое решение, но и выступающие за массовое сокращение пилотируемых летательных аппаратов и увеличение числа беспилотных боевых платформ. Как говорится, запасаемся терпением и попкорном. Время покажет.