С 1992 года Россия помогает Армении охранять ее госграницы с Турцией и Ираном, так как у республики недостаточно собственных погранвойск. Погранотряды России располагаются в Гюмри, Армавире, Арташате, Мегри и ереванском аэропорте Звартноц.
До нынешнего года у Армении к работе российских пограничников в аэропорту Звартноц не было абсолютно никаких претензий. Однако в последнее время, особенно после 23 февраля, когда армянский премьер-министр Никол Пашинян заявил о «заморозке» членства республики в ОДКБ, стали звучать громкие и спекулятивные заявления.
В частности, спикер парламента Армении Ален Симонян в конце февраля потребовал прекратить работу российских пограничников в аэропорту на том основании, что они якобы «не защищали, а делали все, чтобы сделать границы более уязвимыми: сотрудники ФСБ выпроводили армянский народ из Нагорного Карабаха и выведут всех из Звартноца за один день». То есть политик не высказал никаких конкретных претензий по существу, ограничившись стандартной антироссийской риторикой.
Комментируя эту риторику, глава МИД РФ Сергей Лавров отметил, что обсуждение вывода российский погранвойск из ереванского аэропорта «вписывается в логику, которую сейчас излагает армянское руководство».
А 6 марта секретарь Совбеза республики Армен Григорян в ходе брифинга заявил, что у Армении есть четкая позиция в этом вопросе.
«Мы оповестили об этой позиции Российскую Федерацию, отправили официальное письмо. Позиция Армении состоит в том, что пограничные войска Армении должны полностью нести службу в аэропорту [Звартноц]», — сказал он.
Позднее, правда, Григорян уточнил, что вопрос вывода российского контингента с армянско-азербайджанской границы, в частности, с участка близ села Неркин Ханд, не стоит. Тем не менее, учитывая последние тенденции, включая угрозы по выходу из ОДКБ, вряд ли команда Пашиняна на этом остановится.
Коль скоро это действительно так, возникает вопрос — как скоро Армения начнет форсировать события? В частности, от пока декларативных требований убрать российскую военную базу из Гюмри перейдет к практическим действиям в этом направлении?
А главное, каковы могут быть последствия этого «форсажа»?
Помнится, превращение Украины в «антиРоссию» тоже начиналось, по большому счету, из-за претензий Киева к нашей военной базе в Севастополе. Просто сдать один из важнейших своих исторических плацдармов для России было смерти подобно, поэтому в конечном итоге сейчас на Украине происходит то, что происходит. Но ведь и наша военная база в Гюмри имеет аналогичное стратегическое значение, и вывести ее из Армении просто так, «от греха подальше», мы тоже не можем.
Неужели «СВО-2.0» не за горами?
— Давайте для начала ответим на вопрос, а кто такой этот секретарь Совбеза Армении Армен Григорян, заявивший от отправке официального уведомления России о выводе наших пограничников из аэропорта Звартноц, — предложил в беседе с «СП» эксперт по Ближнему Востоку и Центральной Азии, политический деятель Семен Багдасаров.
— А это, между прочим, бывший сотрудник армянского подразделения «Голоса Америки» *, это бывший сотрудник одной из международных организаций США, тесно связанный с ними. Этот человек, как, впрочем, и вся команда Пашиняна, представляет интересы Запада, и любыми своими действиями их продвигает.
Подобный поворот событий в отношении Армении прогнозировался уже довольно давно. Я лично говорил о такой вероятности еще до того, как Пашинян сотоварищи непосредственно пришел к власти.
А теперь о том, как именно может развиваться ситуация вокруг нашей военной базы в Гюмри. Я полагаю, что для начала Армения потребует от России убрать всех наших пограничников не только с турецкой, но и с иранской границы тоже. Параллельно будет готовиться официальное требование о выводе нашей 102-й венной базы из Гюмри и авиационной группы в Эребуни.
По моему личному мнению, на все это нынешнему Еревану потребуется сравнительно немного времени. Примерно полгода-год. Потому что на Армению активно давит Запад, к тому же, как принято говорить у дипломатов, на полях Мюнхенской конференции по безопасности в феврале Никол Пашинян уже встречался Ричардом Мором, бывшим послом Великобритании в Турции, личным другом Реджепа Эрдогана, а ныне — директором британской разведки MI-6.
Так что логично предположить, что Запад пропускает в Армению впереди себя Турцию, как это уже не раз бывало в истории наших кавказских территорий. Это вопрос всего лишь ближайшего времени. А то, что французы в Армении куда-то там намереваются каким-то боком зайти, показывает лишь, что в западной коалиции имеются какие-то незначительные разногласия по некоторым вопросам, не более того.
«СП»: Если, как вы говорите, Армении требуется год для подготовки тотального выдавливания России со своей территории, уместно ли предположить, что в течение этого самого года «проект Украина» окончательно станет нежизнеспособным, и ему на смену придет «проект Армения»? Причем в этом проекте Запад уже сможет оперировать войсками НАТО, памятуя о том, что наш турецкий «друг Реджеп» является президентом страны, входящей в альянс?
— Войска Североатлантического альянса могут закрепиться на территории Армении гораздо раньше, чем через год. Например, в виде какой-нибудь военной базы Франции.
А то и еще чьей-нибудь. Например, другой Григорян, не Армен, а Мгер, вице-премьер Армении, уже встречался с властями Ирана, пытаясь «продавить» схему «экономического сотрудничества», при которой Армения зарабатывала бы деньги на России и, используя Иран как логистическое плечо, ориентировалась бы на Запад.
Тогда иранцы, кстати, дали понять, что в принципе не против такого сотрудничества, но при полном выводе российских военных структур из Армении готовы организовать свою собственную военную базу в Сюникете. Потому что есть высокая вероятность того, что Азербайджан силовым путем уже летом-осенью этого года таки может пробить для себя Зангезурский коридор, который на Западе небезосновательно называют не иначе как «коридором НАТО».
Впрочем, как бы там ни было, говорить о том, что на смену «проекту Украина» Запад ускоренными темпами готовит именно «проект Армения», все же стоит.
«СП»: Почему же?
— Потому что очередной западный «накат» на Россию будет осуществляться не только через Армению, а вообще через весь Южный Кавказ.
Судите сами. С Грузией у нас крайне непростые взаимоотношения. Азербайджан постепенно все больше превращается в конфедеративного союзника Турции, с переходом в военной сфере на стандарты НАТО, с присутствием натовских советником и так далее. На этом фоне лично я бы советовал не заблуждаться и готовиться к тому, что совсем скоро не только Армения, но и весь Южный Кавказ будет нам враждебен.
«СП»: Не можем ли мы, имея эту вероятность в виду, надеяться, что Иран, с которым у нас вроде как хорошие отношения, как-то поможет нам в разрядке обстановки в регионе?
— Совсем уж расслабляться по поводу Ирана я бы никому в России все-таки не советовал. Конечно, нам следует выстраивать политику на Кавказе с опорой на совместные с иранцами действия.
Только нужно помнить о том, что, например, северные регионы Ирана точно так же достаточно проблемны и взрывоопасны, как и наши южнокавказские территории.
* Внесен Минюстом РФ в список иноагентов.