Большинство граждан России получали звонки и СМС-сообщения от телефонных мошенников. За последний год с ними сталкивались 69% россиян. Среди москвичей эта цифра еще выше — 81%.
Семь процентов россиян в результате телефонных манипуляций и другого кибермошенничества понесли финансовый ущерб. При этом больше половины пострадавших оценили его, как значительный. Тем не менее, очень многие думают, что их жулики вокруг пальца не обведут.
Об этом рассказал на заседании президиума Общественного совета при МВД России генеральный директор ВЦИОМ Константин Абрамов.
— Уровень уверенности граждан, что их не обманут, в последние годы растет: сейчас 27% опрошенных заявляют, что с ними ничего подобного не случится. В 2021 году убеждены в свой неуязвимости были только 18%. Но статистика по преступлениям говорит об обратном — их число увеличивается, методы преступников становятся более изощренными. А данные опроса говорят о том, что россияне недооценивают опасность, — резюмирет Константин Абрамов.
Кстати, наиболее беспечна в этом отношении молодежь — 57% заявляют, что по телефону или при помощи гаджета их не обманут. Но на практике — обворовывают так же часто, как людей из других возрастных категорий.
Как отметил гендиректор ВЦИОМ, почти вдвое выросло количество случаев, когда преступники представлялись сотрудниками спецслужб или следствия, и предлагали будущей жертве принять участие в операции, чтобы совместно предотвратить кражу. В таких случаях жертва, как правило, беспрекословно выполняет все указания.
Более 95% хищений с использованием телефона или гаджета жертвы, совершены гражданами Украины или с территории этой страны. Об этом президиуму Совета сообщил начальник Управления организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России генерал-майор полиции Филипп Немов. Он рассказал о психотехнологиях, которые используют преступники, и ответил на вопросы.
— Наших граждан сегодня атакуют уже не простые мошенники, а хорошо обученные социальные инженеры, цель которых — получить доступ к счету, в том числе и кредитному, и вывести деньги. Становится все больше случаев, когда гражданин сам переводит свои деньги на указанные ему счета и даже ради этого берет займы. Таких жертв мы на полном серьезе называем «заколдованными», — говорит генерал.
«СП»: Как преступникам удается гипнотизировать удаленно?
— При помощи искусственного интеллекта они могут подменить номер, чтобы абонент опознался, как ваш родственник, и заговорил его голосом. Или — звонит начальник по работе и отдает распоряжение. Часто звонит «сотрудник органов» и предлагает принять участие в операции по выявлению коррупции в банке. Для этого, мол, нужно оформить мгновенный кредит и перевести его на предложенный счет.
Поэтому лучше договориться с родными и знакомыми о некоторых паролях, ключевых словах, которые нужно сказать, чтобы убедиться что вы разговариваете именно с ними.
Часто злоумышленники используют методы НЛП (нейролингвистического программирования). Вам звонит «офицер спецслужбы» и сообщает, что ваш номер счета скомпромитирован переводом средств на счета террористов. Эта информация уже выводит из равновесия. А дальше — следуют команды, которые человек должен выполнить, чтобы «органы» разобрались в ситуации. И человек начинает покорно их исполнять.
Поэтому еще один совет. Помните: сотрудники спецслужб не звонят по телефону. Они находят другие возможности для общения. То же касается и полиции. Не стесняйтесь отказаться от разговора и предложить, чтобы вас вызвали повесткой. Лучше, если вы откажете в разговоре реальному сотруднику, чем поведетесь на психологическую атаку мошенника.
«СП»: Как быть, если человек не повесил трубку, пропустил психологическую атаку, и только потом сообразил, что выполнял приказы неизвестного с неизвестными же последствиями?
— Если он это понял — большой беды не произойдет. Обратится в полицию, там будут разбираться в ситуации, дадут ему рекомендации. Гораздо хуже, если он не осознает, что с ним произошло, если он попал в психологическую ловушку, зависимость — вот это бывает по-настоящему страшно.
И я бы очень хотел попросить, чтобы родные, друзья, сослуживцы обращали внимание друг на друга. Если близкий или хорошо знакомый человек начинает совершать действия, нехарактерные для него — занимать деньги, или замыкается в себе, становится скрытным (а такое бывает, если жертву «посвятили в государственную тайну») — попробуйте найти возможность разобраться, что с ним происходит, — сказал Филипп Немов.
Однако конкретных рекомендаций — как это сделать — генерал дать не смог. Поэтому члены президиума Общественного совета при МВД приняли решение — совместно с психологами и психиатрами разработать методичку для абонентов, подвергшихся атаке телефонных гипнотезеров, и для тех, кто подозревает, что близкий человек попался в психологическую ловушку.
Предполагается, что ссылку на эту методичку будут рассылать операторы мобильной связи своим абонентам.