Сегодня, 2 апреля, в 22.00 мск начнется созванное по инициативе России заседание СБ ООН, связанное с произошедшим накануне ударом Израиля по консульству Ирана в Дамаске. Об этом сообщил первый зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский.
Как проинформировал Корпус стражей Исламской революции (КСИР — элитное подразделение армии Ирана), удар был нанесен ВВС Израиля. В результате погибли 11 человек, среди которых семеро иранцев.
В их числе бригадный генерал, командующий Сухопутными силами КСИР Мохаммад Реза Захеди и командир корпуса КСИР генерал Мохаммад Хади Хаджи Рахими.
МИД РФ призвал Тель-Авив прекратить подобные атаки.
Позицию Израиля на этот счет для «Свободной Прессы» разъяснил политолог, бывший советник министра внутренней безопасности Израиля Алекс Векслер:
— Мы нанесли удар по зданию, в котором располагались наши враги, среди которых — второе лицо в КСИР. Он (Захеди, - «СП») был нашей целью. Хочу подчеркнуть, что удар наносился не по консульству непосредственно, как об этом сообщает Иран, а по дому возле консульства.
Основным требованием государства Иран, которое, кстати, является другом Российской Федерации, остается уничтожение государства Израиль, меня лично, моих детей, внуков и моего народа, — говорит Алекс Векслер.
«СП»: Алекс, Иран такого требования не выдвигал.
— Официально — нет. Но оно звучит ежедневно в центральных газетах и на телевидении Ирана. Мы, в свою очередь, обороняемся. В том числе — на дальних подступах. ВКС России уничтожают точными ударами штабы ваших врагов на Украине. Я вас прекрасно понимаю. Вот и мы делаем то же самое, что делает Россия, с нашими врагами.
Россия не может позволить своим врагам атаковать свои города, хотя это происходит. А мы не можем позволить Ирану находиться в Сирии, Ливане. Они находятся там, но мы всячески стараемся обезопасить себя, уничтожая поставки оружия и командиров.
Мы делаем это достаточно успешно, и будем продолжать дальше делать это. И мне жаль, что Россия продолжает с ними дружить, принимать их в Москве и защищать в ООН.
А мы не повторим ошибок Второй мировой войны, мы не будем идти в печки, разве что весь мир пойдет за нами. И позиция Российской Федерации очень похода на нашу, — озвучил свое мнение Векслер.
О том, чего можно ожидать от заседания СБ ООН, «Свободной Прессе» рассказал руководитель Центра изучения военных и политических конфликтов Андрей Клинцевич:
— Я предполагаю, что резолюция России будет заблокирована Соединенными Штатами, а заседание пройдет в формате дискуссионной площадки, на которой Россия и ряд других стран выскажут мнение о недопустимости нанесения ударов по дипломатическим миссиям. Такие удары разрушают всю мировую систему безопасности.
«СП»: Какими могут быть ответные действия Ирана на налет ВВС Израиля?
— Иран подойдет к этому с холодной головой, обязательно тщательно спланирует атаки на посольства и консульства Израиля, и нанесет их. Либо в террористическом формате с использованием прокси-сил, либо — открытыми ракетными ударами.
Иран обладает высокоточными ракетами, способными преодолевать системы ПРО.
Все это приведет к дальнейшей эскалации конфликта, но мы видим, что Израиль ее не боится. Кроме того, Тель-Авив не скрывает, что планирует в ближайшее время наземную операцию против Сирии и Ливана.
Поэтому все движется к повышению ставок в ближневосточной игре.
«СП»: А что будет означать эскалация ближневосточного конфликта для России?
— Популярно мнение, что это выгодно для нас, потому что отвлечет внимание от Украины. На самом деле — нет. Американцы умеют делить внимание на много секторов.
Ресурсов и денег у них хватит на все регионы, потому что деньги для них — это просто удар молотком в Конгрессе. Это — не труд людей на сталелитейных производствах, а несколько нажатий кнопок на компьютере — и огромное количество нулей уедет в сторону Израиля.
Если США сейчас не выделяют денег на какую-то военную цель — это всего лишь плод их внутренней политической конфронтации.
С точки зрения поставок вооружений конфликт на Ближнем Востоке никак не отразится на снабжении Украины. Мы видим, что в двух конфликтах используются абсолютно разные вооружения и технологии, они не пересекаются по номенклатуре.
«СП»: Может ли эскалация между Израилем и Ираном привести к размену ядерными ударами?
— Нет, в этом никто не заинтересован. Более серьезными станут приграничные наземные столкновения и взаимные обстрелы неядерным оружием.