Большое российское наступление начнется с Харькова — такой прогноз дают все западные эксперты. В частности, Фрэнк Ледвидж, специалист по военным вопросам на постсоветском пространстве из Портсмутского университета утверждает, что освобождение Харькова стало бы значительной военно-политической победой.
ЦИПсО пытается создать Харькову «образ города героического украинского сопротивления», подчеркивает Гусейн Алиев, военный аналитик из Университета Глазго. Передовые российские подразделения подошли к пригородам Харькова весной 2022 года и столкнулись с ожесточенной обороной. Алиев подчеркивает, что российское командование, несомненно, извлекло уроки из неудач Харьковской операции 2022 года и теперь хочет провести быстрое и успешное наступление.
Владимир Зеленский сам подпитывает волну слухов: в интервью американскому телеканалу CBS, а затем немецкому изданию Bild он заявил, что интенсивность атак на Харьков значительно вырастет в конце мая или начале июня.
France 24 пишет, что российские бомбардировки на Купянском направлении уже значительно участились после взятия Авдеевки. Военные объекты в Харькове и его окрестностям подвергаются практически ежедневным комбинированным ударам.
Гусейн Алиев подчеркивает, что инфраструктура ВСУ разрушается, чтобы ослабить оборону. Это позволит уменьшить количество российских военнослужащих, которые должны быть задействованы в наступлении. Пока что для полномасштабного наступления на миллионный город российская армия не сконцентрировала достаточное количество военнослужащих, говорит Алиев — основная часть имеющихся войск находятся южнее, в ДНР и в Запорожской области.
Одним из возможных сценариев может быть переброска к лету российских подразделений в Белгородскую область, чтобы сделать ее тыловой базой для новой попытки штурма Харькова. Однако такой сценарий называет маловероятным Сим Так, военный эксперт, специализирующийся на анализе спутниковых снимков.
В начале СВО «фронт был очень эластичным, что позволяло вести военные действия очень быстрыми темпами», подчеркивает Сэм Так. Сейчас же обе армии, российская и украинская, сильно измотаны, перешли от маневренной тактики к позиционной.
— И было бы значительным материально-техническим усилием реорганизовать такой статичный фронт, чтобы высвободить достаточно солдат, чтобы мы могли рассмотреть возможность наступления на Харьков, — заключает Сэм Так.
Оборонительные сооружения вокруг Харькова значительно слабее, чем в Авдеевке. Однако площадь Харькова примерно в 10 раз больше. При этом операция по освобождению хорошо укрепленной Авдеевки продолжалась почти полгода.
ВСУ использовали здесь не только позиционную, но и мобильную оборону — встречные атаки беспилотников и штурмовых групп, контрбатарейную борьбу.
— Наступление на Харьков было бы гораздо более масштабным сражением, чем наступление на Авдеевку. Потери, вероятно, будут большими, — отмечает Фрэнк Ледвидж.
Однако это вовсе не означает, что у российской армии нет достаточных сил и средств для начала крупного наступления. Гусейн Алиев отмечает, что в ДНР собрано достаточно боеприпасов и техники, чтобы рассмотреть возможность широкомасштабного наступления.
Операции в ДНР позволят сковать значительные украинские силы, которые ВСУ могли бы задействовать для обороны Харькова.
Непосредственно наступлению на Харьков будет предшествовать взятие Часов Яра, говорит Алиев. Именно важность этого направления подчеркивается тем, что здесь задействованы несколько воздушно-десантных дивизий, уточняет эксперт.
— Взятие этого города откроет русским дорогу на Краматорск. И если затем российским военным удастся захватить его, уже можно говорить, что русские контролирует всю ДНР, что соответствует одной из первоначальных военных целей, — утверждает Гусейн Алиев.
Все западные эксперты, опрошенные France 24, сходятся во мнении: российская способность укрепить свой фронт, чтобы можно было подумать о возобновлении наступления, превзошла самые смелые прогнозы.
Чуть менее года назад в сценарных прогнозах НАТО речь шла о военном поражении России, затем о военном паритете, а теперь снова обсуждаются варианты поражения Украины.
Западные эксперты ошибались по многим вопросам, констатирует France 24. Они недооценили не только тактический гений российских генералов, но и уровень военно-технических контактов России с другими странами — Китаем, Ираном, Северной Кореей. Также западные эксперты переоценили влияние международных санкций, резюмирует Фрэнк Ледвидж.
Так что теперь Россия не испытывает недостатка в артиллерийских боеприпасах. Сейчас уровень снабжения войск позволяет легко продержаться еще длительное время в нынешнем темпе боевых действий. И, поддерживая инициативу, начать наступление.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».