Сербский солдат Александр Йокич, участник боёв в зоне СВО на стороне России, распространил в сети видеообращение к Владимиру Путину, где рассказал, что его планируют депортировать в Сербию. А уже в Сербии, по словам солдата, ему грозит 25 лет тюрьмы по статье «Наемничество».
Здесь, скажем честно, Йокич надавил на жалость. Властям Сербии заняться нечем, кроме как его ловить и сажать. В розыск он не объявлен. И 25 лет тюрьмы там дают тем наемникам, кто воевал против Сербии (за косовских албанцев, и так далее).
Но, теоретически, уголовная статья в Сербии над Йокичем, действительно, висит. Однако за что же бойца, который имеет военный контракт с ДНР, отличился в боях за Мариуполь, награжден Георгиевским крестом IV и III степени, а также медалью за «За освобождение Мариуполя», хочет стать гражданином России — наши власти планируют депортировать?
Как объяснил депутат Госдумы Александр Хинштейн, «Йокичу 4 раза отказывали в получении гражданства РФ из-за того, что доброволец подписывал контракт с ДНР, а не Минобороны».
— В связи с тем, что Донецкая Народная Республика входит в состав России, я оснований для отказов не вижу, — подчеркнул Хинштейн, и пообещал отправить запрос в МВД в поддержку добровольца. Кроме того, законодатель надеется, что Путину покажут адресованное к нему видеообращение Йокича.
О том, почему вокруг героя, сражающегося за Россию, могла возникнуть такая не украшающая российские власти история, и как действовать, чтобы подобного не повторялось с другими бойцами, которые встали на нашу защиту, «Свободной Прессе» рассказал адвокат и политический деятель Дмитрий Аграновский.
«СП»: Дмитрий Владимирович, насколько велика вероятность, что Йокич попадет в тюрьму, если его вышлют в Сербию?
— Сербия — не враждебная России страна, но она находится под колоссальным давлением со стороны европейских соседей. Могут и арестовать, и посадить, если Запад будет настаивать. Понятно, что не на четверть века, поскольку Йокич ничего плохого против Сербии не сделал, но даже если придется посидеть год — что в этом хорошего?
Он же — наш герой, не можем мы такого допустить. Если мы его позволим посадить — кто тогда за нас воевать будет? Я уверен, что Путину доложат об этой ситуации, и он решит вопрос.
Кстати, с юридической точки зрения высылать Йокича — просто незаконно, поскольку за границей его практически гарантированно ожидает опасность.
«СП»: Но Йокич — не один иностранный доброволец в России, и по поводу каждого у Путина не будет возможности писать указ. Как вообще такое могло произойти в ситуации, когда государство обязалось с особым вниманием относиться к участникам СВО?
— Хотелось бы, конечно, услышать обе стороны.
Йокича мы услышали, теперь интересно знать резоны органов власти, которые отказывали сербскому солдату в гражданстве, хотя для участников СВО действует упрощенная процедура получения гражданства.
Возможно, какие-то резоны и есть. Но нельзя исключать дефектов бюрократической машины, в которой каждый чиновник выполняет свою инструкцию, но никто не вдается в подробности и не рассматривает вопрос целиком.
Помните, как говорил Ленин: по форме — правильно, а по сути — издевательство.
«СП»: То есть один чиновник не обязан спешить с предоставлением гражданства, пока не принесут последнюю бумажку, а другой — обязан срочно депортировать, поскольку гражданства нет?
— Что-то в этом роде, скорее всего. В прошлом аналогичные случаи, в основном, благополучно разрешались, получив большой резонанс, и после личного вмешательства кого-то из высокопоставленных государственных деятелей.
«СП»: Есть механизм, чтобы решить подобные вопросы, исключив бюрократические ошибки раз и навсегда?
— Да. Верховный суд должен дать разъяснение, чтобы подобные случаи рассматривались более тщательно, и никто из участников СВО не попадал под депортацию просто так.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».