В середине апреля в Военно-морском флоте Российской Федерации произошло событие, вызвавшее сильные, но диаметрально противоположные эмоции по обе стороны Атлантического океана. На борт первого российского многоцелевого патрульного корабля ледового класса РС — Arc7 «Иван Папанин», находящегося у причальной стенки одного из старейших отечественных судостроительных предприятий — АО «Адмиралтейские верфи» (г. Санкт-Петербург) — поднялся экипаж. И не просто поднялся, а приступил к всестороннему освоению современных систем управления и навигации этого уникального судна проекта 23550 (шифр «Арктика»). В чем его уникальность, спросите вы?
Во-первых, в его способности одинаково хорошо выполнять функции патрульного корабля, буксира и ледокола, обеспечивая необходимый уровень безопасности в российской морской Арктической зоне. Во-вторых, в широте номенклатуры его вспомогательных средств, включающей беспилотники (на корабле предусмотрен ангар для их размещения), два скоростных патрульных катера проекта 03160 «Раптор» и возможности использования вертолета (судно оборудовано вертолетной площадкой) типа Ка-27.
Кроме того, в составе корабля предусмотрено базирование судна на воздушной подушке проекта 23321 «Манул». В-третьих, в конструктивных особенностях корпуса, позволяющего преодолевать ледовые поля толщиной до 1,7 метра. В-четвертых, в необычно высоком уровне комфортности условий службы и быта экипажа. На судне имеется зона отдыха, просторный спортивный зал, уютные четырехместные каюты
И, наконец, в нескольких вариантах вооружения, включающих в том числе и наличие четырех крылатых ракет 3М-14 (3М-54) «Калибр» или противокорабельных Х-35 «Уран». Именно последний фактор стал причиной панически-истерической реакции американских военных экспертов и пентагоновских адмиралов. Времена, когда информация об испытаниях перспективных российских вооружений вызывала снисходительно-оскорбительный скепсис, как и глупые пропагандистские штампы вроде «путинские мультики» или «ржавые ракеты Шойгу», давно канули в Лету. Сегодня перманентно дряхлеющий «гегемон», узнавая о новых видах российского оружия, в зависимости от настроения устраивает или истерику, или скандал, или и то и другое одновременно.
В ситуации с возможностью размещения на кораблях проекта 23550 (шифр «Арктика») двух контейнерных ПУ ракетного комплекса «Калибр-К» мы как раз и увидели последний вариант реакции «сияющего града на холме» на испытания «Ивана Папанина».
Экс-командующий Военно-морскими силами «властелина глобуса» в Европе и Африке адмирал Джеймс Г. Фогго от имени своей страны выразил «чрезвычайную обеспокоенность» практикой размещения на борту арктических ледоколов ракет «Калибр», которую он лично считает «возмутительной». Но больше всего звездно-полосатого адмирала-пенсионера раздосадовал «агрессивный подход России к Арктике».
Однако дадим слово самому Джеймсу Гордону Фогго: «Россия агрессивно подходит к Арктическому региону. Я имею ввиду презентацию нового российского ледокола „Иван Папанин“, который способен нести крылатые ракеты 3М-14 (3М-54) „Калибр“. Я постоянно задаю один и тот же вопрос „Кто вооружает крылатыми ракетами ледоколы?“. Мы допускаем установку на таких кораблях оборонительного оружия, но „Калибры“ нельзя считать таковым».
Кстати, огромное недовольство у бравого адмирала, которого некоторые источники позиционируют в качестве выдающегося научного сотрудника «Центра анализа европейской политики», вызывают и развертывание Россией ЗРК С-400 «Фаворит» в Арктике, а также создание ею новых военных баз в этом регионе.
«Налицо новая сфера конкуренции в морской арктической зоне, где нам необходим сильный флот, способный не только защитить общие евроатлантические интересы, но и обеспечить нормальное прохождение торговых потоков», — резюмировал экс-командующий Военно-морскими силами США в Европе и Африке.
Как известно, возражать возомнившим себя «всемогущими и исключительными» янки занятие не только бесперспективное, но и откровенно глупое. Единственным ответом на тираду американского адмирала стало высказывание российского посла по особым поручениям Николая Корчунова, призвавшего пентагоновских умников вспомнить о том, что «Иван Папанин» является многофункциональным патрульным кораблем, созданным в интересах Военно-морского флота Российской Федерации. То есть военным кораблем. А установка вооружений на военный корабль может вызвать недоумение лишь у людей, имеющих проблемы с логикой и здравым смыслом.
Кроме того, американцам не мешало бы вспомнить о размещении вблизи российских границ своих «особых тактических бомб», которые в разряд «оборонительного оружия» не пропихнуть ни тушкой, ни чучелком. И данный факт «гегемона» почему-то не остановил, равно как и высказывание противной стороной озабоченностей и опасений.
К тому же создание многоцелевых патрульных кораблей проекта 23550 (шифр «Арктика») во многом инициировано самими Соединенными Штатами.
В представленной Пентагоном Конгрессу осенью 2019 года так называемой «Арктической доктрине» закреплено «прямое отношение Арктики к проблеме национальной безопасности США». А в качестве приоритетной цели названо «оперативное развертывание гибкой, устойчивой и более смертоносной группировки, обеспечивающий ключевое преимущество Америки в арктическом регионе».
Вашингтон абсолютно не таясь стремится установить свой контроль над Северным морским путем, стараясь придать ему так называемый международный (читай, американский) статус. А в случае невозможности такого решения — полностью его заблокировать.
Ни для кого не секрет, что в условиях глобального потепления СМП расценивается коллективным Западом в качестве прямого и мощного конкурента традиционным морским маршрутам из Европы в Азию. При его прохождении экономится время и топливо (то есть деньги), а также полностью отсутствует фактор пиратских угроз. И такие козыри не могут не беспокоить Вашингтон.
Да и опытом судоходства в Арктике Россия обладает колоссальным, ее ледокольный флот — самый мощный в мире, а береговая арктическая линия освоена более чем у кого бы то ни было. Кроме того, американским адмиралам стоит учесть и тот факт, что Российская Федерация осуществляет свою деятельность на собственной территории, защита которой от посягательств носителей «нового порядка» является важнейшей из задач. И «Иван Папанин» — одно из эффективных средств ее решения.
А на возмущения и озабоченность теряющего власть «властелина глобуса» может существовать лишь один ответ. Разработка и испытания новейших и перспективных военных технологий отечественным ВПК является неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности России. И на сегодня, многоцелевой патрульный «Иван Папанин» ни что иное, как наглядный символ технологического превосходства РФ в сфере обороны в целом, и военного судостроения, в частности.