Основные цели Владимира Путина как верховного главнокомандующего — продемонстрировать величие своему народу, сломить волю украинского сопротивления и заставить западных доноров Киева сдаться. Так описывает российскую стратегию профессор Бременского университета Сюзанна Шаттенберг в статье для Tagesspiegel.
Исходя из этого, формируется тактика: обескровить украинскую оборону и военную промышленность. Российское командование использует существующие слабости Киева (отсутствие американских вооружений и нехватка личного состава) для продвижения вперед.
С января наносятся массированные удары по всей украинской инфраструктуре. Уничтожены цеха заводов: им. Малышева (Харьков), «Зоря-Машпроект» и «Океан» (Николаевская область), «Мотор-Сич» и «Кранкомплект» (Запорожье), Заруцкий известковый завод и «Полихим» (Сумская область), «Днепртяжмаш» и «Южмаш» (Днепропетровск), «Одесская фабрика нетканых материалов». Список — далеко не полный.
Все это либо предприятия ВПК, а если гражданские, то используемые хунтой в военных нуждах. Например, завод «Полихим» в Шостке по заказам от «Укроборонпрома» производил композиты для бронемашин. В цехах «Южмаша» выполнялись сборка и обслуживание ударных БПЛА, а на площадях фабрики нетканых материалов из Одессы и судостроительного завода «Океан» — безэкипажные катера для диверсий.
Также целью для российских баллистических ракет стал Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, поставлявший топливо для ВСУ.
Удары по украинской инфраструктуре будут продолжаться, пока у ВСУ нехватка средств ПВО, говорит Марек Кохв из Международного центра обороны и безопасности (ICDS).
«Россия также начала новую кампанию по разрушению энергетической инфраструктуры в Украине. Это перспективная стратегия на следующую зиму», — считает Кохв. Именно для этого, по словам эксперта, Россия расширила производство ракет «Искандер» и «Кинжал».
Российские высокоточные удары имеют еще и важный психологический эффект, объясняет Герхард Манготт, профессор политологии Инсбрукского университета в интервью Frankfurter Rundschau. Перебои в подаче электроэнергии, угрозы обстрелов истощают моральный потенциал украинцев.
Манготт, например, считает, что Российская армия в ближайшее время не предпримет решительного наступления на Харьков.
При этом по украинским военным целям в мегаполисе наносятся массированные удары. Эксперт считает, что это позволит «сломить моральный дух населения».
Тактика дает результат, пишет Frankfurter Rundschau: многие микрорайоны Харькова почти полностью опустели. Уничтожение инфраструктуры является результатом точного военного расчета Кремля и может проложить путь к новому наземному наступлению, говорит Сюзанна Шаттенберг.
По ее мнению, цель летнего наступления Российской армии состоит не только в том, чтобы взять Харьков, но и, возможно, всю территорию Херсонской области.
«После того как большую часть зимы линии фронта оставались практически неизменными, нынешние стремительные успехи российских военных быстро подрывают мужество украинской стороны, — полагает Манготт. — Непосредственной же военной целью России является количественное уничтожение украинского личного состава и материальных средств. В настоящее время это важнее территориальных завоеваний».
Профессор считает, что Москва сделала абсолютно правильную ставку не на мобилизацию (как Киев), а на привлечение контрактников и на обещание свободы заключенным, добровольно участвующим в СВО.
С военным истощением ВСУ тесно связана и третья стратегическая цель Кремля — вызвать раскол на Западе. Впрочем, намного лучше России с этим справляется само НАТО. Например, Польша и Словакия отказались дальше передавать ВСУ вооружения. В США вопрос с дальнейшим финансированием ВСУ завис в Конгрессе на полгода.
«Москва продемонстрировала всему миру нерешительность некоторых западных столиц. Российская тактика сейчас заключается в том, чтобы воспользоваться ситуацией и оказать максимальное давление на ВСУ, — констатирует Марек Кохв.
— Такая стратегия может ослабить не только Украину, но и помощь ей со стороны западных стран из-за сомнений в эффективности дальнейшей поддержки".
Российская армия полностью сохраняет инициативу на всей линии фронта, где ежедневно происходят десятки боестолкновений, пишет Frankfurter Rundschau.
«Сопротивление становится все более трудными для киевских войск. А русская армия собрала достаточно сил и ресурсов, чтобы оказать давление на различные оси сразу», — цитирует Frankfurter Rundschau заместителя командира 3-й украинской штурмовой бригады Максима Шорина.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».