Кто только не анонсировал самое скорое (вот, буквально, завтра) появление самолета шестого поколения — и США, и Южная Корея, и даже Турция. Вот только дальше громких деклараций дело как-то не идет. Работает в этом направлении и Российская Федерация, а результаты этой работы вполне можно позиционировать в качестве успешных.
В настоящее время лишь очень ограниченному кругу посвященных известны конечные параметры изделия МиГ-41, разрабатываемого в рамках проекта «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата». Однако уже сегодня понятно, что его тактико-технические и летные характеристики будут определять принадлежность истребителя к этому самому шестому поколению.
Несмотря на то, что лозунги вроде «догоним и перегоним» остались в славном советском прошлом, создание Россией первого в мире истребителя-перехватчика 6-го поколения, да еще и на базе МиГ-31 (первого в мире самолета 4-го поколения) стало бы более чем символичным. Хотя, следует признать, что термин «перехватчик» в отношении этой машины не отражает всей широты ее функциональных возможностей.
Перспективная авиационная платформа создается для работы на скоростях более 4 М (4896 км/ч), что фактически соответствует характеристикам баллистической ракеты, да еще и на высотах, граничащих с ближним космосом.
У такой машины есть все шансы стать первенцем шестого поколения, особенно с учетом задела, созданного его предшественником — МиГ-31. Который, несмотря на свой достаточно почтенный возраст (первый полет состоялся
Да еще и к концу своей карьеры трансформировавшийся в носителя гиперзвукового «Кинжала», каждый взлет которого вызывает мощный прилив негативных эмоций у представителей «самой сильной армии Европы» и их западно-коллективных покровителей.
Кроме того, активно пробуксовывающая американская программа «Next-Generation Air Dominance» предоставляет АО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» прекрасную возможность занять и удерживать лидирующие позиции в этом направлении. Тем более, что пресс-служба компании недавно заявила о неизменности планов, полном ходе работ и первом полете МиГ-41, который должен состояться уже в 2025 году.
Имеющийся временной разрыв между этапами реализации проекта «ПАК ДП» был объяснен необходимостью соблюдения технологической цикличности при работе с инновационными авиаматериалами, обеспечивающими работу комплекса в экстремальных условиях. Очевидным плюсом для создателей машины станут и успешные наработки, полученные отечественными конструкторами ракет в ходе реализации гиперзвуковой программы.
Кстати, неуклюжие попытки Пентагона присвоить США пальму первенства в этом вопросе, выдав за самолет шестого поколения свой сильно переоцененный стратегический бомбардировщик В-21 «Raider», не нашли понимания даже у вечно смотрящих в рот «гегемону» союзников по НАТО.
Им просто непонятно, чем медлительный (максимальная скорость чуть более 1000 км/ч), вовсе не высотный (потолок не превышает 11 км) и оснащенный выпущенным в восьмидесятых годах прошлого столетия оружием «Налетчик», отличается от разменявшего третий десяток А-22 «Raptor» или практически небоеспособного F-35 «Lightning II». О так называемой «уникальной малозаметности» вообще лучше умолчать, поскольку на этот маркетинговый трюк уже мало кто покупается, да и обещанного влияния «стелсов» на боевую обстановку как не было, так и нет.
Вместе с тем даже в «самых правдивых» СМИ коллективного пока еще Запада российский проект «Перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата» незаметно переместился из категории «нереализуемых планов» и «заоблачных фантазий» в «дорогостоящие и тяжело реализуемые программы с неясной перспективой».
То есть, подготовка общественного мнения к очередному грандиозному прорыву «страны-бензоколонки с разорванной в клочья экономикой» в области новейших вооружений стартовала.
Фактический же статус отечественного проекта «ПАК ДП», впрочем, как и большинства российских авиационных программ, из-за их высокого уровня секретности непосвященному определить достаточно сложно.
Однако анализ информации, поступающей от разработчика, позволяет надеяться, что уже в следующем году МиГ-41 совершит, причем успешно, свой первый полет. И если озвученный ранее срок его принятия на вооружение ВКС России (2028 год) вызывает обоснованные сомнения, то такая дата, как начало 2030-го видится реалистичной.
В среде экспертов усиленно муссируется информация о том, что одной из ключевых функций перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата станет нейтрализация гиперзвукового оружия противника. На борту МиГ-41 планируют разместить ракетный комплекс МФРК ДП, обладающий способностью одновременного пуска нескольких управляемых суббоеприпасов, что значительно увеличивает шансы на перехват ракет, летающих на гиперзвуковых скоростях.
В качестве такого боеприпаса профильные эксперты позиционируют «Изделие 180» или перспективную управляемую ракету К-77М класса «воздух-воздух».
Кроме того, считается, что в арсенале истребителя-перехватчика МиГ-41 появятся ракеты класса «воздух-поверхность» или противоспутниковые лазерные системы. Наверное, поэтому за ПАК ДП закрепилось неофициальное прозвище «космический истребитель».
Кстати, по мнению экс-маршала авиации ВВС Индии Анила Чопра, активно разрабатываемое российским ВПК «оружие электромагнитного импульса», способное кардинально изменить тактику ведения боевых действий в воздухе и значительно расширить перечень поражаемых целей, может быть интегрировано в комплекс вооружения МиГ-41 уже в 2025 году.
На чем зиждется уверенность в скором полете МиГ-41?
В первую очередь, на остроте нуждаемости Военно-космических сил Российской Федерации в таких машинах. И имеющиеся у отечественной «оборонки» технические и экономические предпосылки для ее серийного производства.
Во-вторых, у машины превосходная родословная «миговских рекордсменов», в которой значится не только уже упомянутый выше МиГ-31, но и сверхзвуковой МиГ-25, большинство из рекордов которого не побиты и сегодня.
В-третьих, уже доказанная способность этой линейки боевых машин оставаться актуальными и, главное, боеспособными на протяжении нескольких десятилетий.
И, наконец, неоспоримые факты, подтверждающие начавшийся рост экономической, технологической и производственной «мускулатуры» российской «оборонки».
Таким образом, в результате успешной реализации проекта «Перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата» российские ВКС получают боевую машину, отвечающую всем требованиям самолетов шестого поколения: сверхвысокой скоростью, широким потенциалом многоспектральной маскировки, современными турбореактивными силовыми установками, гиперзвуковым оружием в арсенале и способностью выполнять боевые задачи в ближнем космосе.