Очередной инцидент, связанный с российской системой предупреждения о ракетном нападении, случился 26 мая в Оренбургской области. Беспилотник рухнул недалеко от села Горьковское Новоорского района. «Целью беспилотника, возможно, был военный объект», — пишет издание «Урал56.ру». Местным виднее. В этом районе с 2017 года действует новейшая загоризонтная радиолокационная станция «Воронеж-М».
Спустя сутки в федеральных СМИ появилось осторожное уточнение: «БПЛА упал под оренбургским Орском, гражданские объекты не пострадали». А какие пострадали? Военные? Не хотелось бы… Согласно открытым данным, орская РЛС прикрывает сектор от китайской пустыни Такла-Маклан до самого Восточного Средиземноморья. Да, наши враги, если что, атакуют нас, скорее, с севера — через Ледовитый океан, с востока или запада, но всё же.
Может целью БПЛА была нефтяная инфраструктура, системно атакуемая Киевом? Беглый взгляд на карту, увы, не оставляет сомнений: «Орскнефтеоргсинтез» расположен на западной окраине города, а село Горьковское в 25 километрах к востоку от Орска. Если дрон летел к «нефтянке» с Украины, с запада, то пролетел лишние 30 километров, если с Казахстана, с юга, то сильно отклонился на восток на ту же величину. Маловероятно.
(Кстати, «СП» писала о возможности ударов по глубинным районам России с территории Казахстана. Множество оборонных заводов Урала, «нефтянка» в той же Оренбургской области, НПЗ в Омске, Транссиб представляют собой лакомые цели для Киева. Это можно сделать и втайне от дружественной Москве Астаны. Задействовали же ГУР или СБУ причерноморские страны в случае подрыва Крымского моста).
Но главное, попытка ударить по РЛС вблизи Орска случилась сразу после аналогичной атаки на РЛС «Воронеж-ДМ» под Армавиром в Краснодарском крае (дальность ее работы — до 6 тысяч км по горизонту и до 8 тысяч км по высоте. Сектор — от Центральной Азии до Южной Европы. РЛС способна одновременно контролировать до 500 объектов). Если верить фото в Тг-канале сенатора Дмитрия Рогозина, обшивка РЛС повреждена.
Есть версия, что компоненты ядерной триады (пусть и не наступательной, а оборонительной инфраструктуры) атакованы в ответ на решение Москвы провести учения нестратегических ядерных сил из-за возможной отправки на Украину войск западных стран. Хотелось бы так думать, но не нужно самообмана. Последовательность событий не даёт оснований для выгодной трактовки. Самая первая атака РЛС случилась месяц назад, ещё до объявления учений.
Напомним, СМИ тогда сообщали о попытке нападения с помощью БПЛА на 590-е отдельное радиотехническое подразделение воинской части 84680 в городе Ковылкино Мордовской республики. Там целью атаки был загоризонтный радар 29B6 «Контейнер». Название другое, но суть одна и та же. «Контейнер», как и «Воронеж» — часть единой системы слежения и предупреждения ракетных атак противника. Хорошо, не попали.
Выбор целей представляет интерес как с военной, так и с политической точки зрения. Говорить о серьёзном ущербе, даже если украинский дрон попал или однажды попадёт прямо в РЛС, не приходится. Особенность РЛС нового поколения, к которым относится «Воронеж-М» в модульном типе конструкции. Готовые элементы просто заменят на новые. Даже с нуля строительство таких станций занимает месяцы, а не 5−9 лет, как раньше.
Единственное, теперь нужно будет особо позаботиться о сохранности оборудования и личного состава. Офицеры расчёта РЛС — высококвалифицированные военные. Выбить их — мечта террористов из ГУР. Возможно, с учётом новых обстоятельств придётся строить заглубленные помещения под блок управления и размещение людей. Строим же мы капониры под самолёты там, где их раньше не было из-за удалённости линии фронта.
Не исключено, что в перспективе придётся прийти к какой-то новой концепции предупреждения о ракетном нападении. Например, с помощью спутниковой группировки, неуязвимой хотя бы для украинских дронов (уж не к такому ли развитию событий готовится сейчас Пентагон, интригуя на тему противоспутникового оружия и обвиняя в этом Россию?). А наземные РЛС останутся дублирующим элементом.
Другое дело, что сам факт атаки на инфраструктуру предупреждения о ракетном нападении РФ заслуживает особого внимания. Есть ли смысл разрушать противоракетную оборону просто так (для души?), если не готовить при этом непосредственно ракетное нападение? Не пытаются ли США под шумок СВО постепенно разрушить нашу ядерную триаду? Ведь Россия — единственная в мире страна, которая может стереть их с лица земли.
США или НАТО — не суть важно. Рулят в альянсе всё равно американцы. И даже если атаки на РЛС — самодеятельная инициатива Киева с целью показать хозяину свою безбашенность и убедить в собственной полезности (а значит и в необходимости продолжать поддержку), конечным бенефициаром таких рейдов всё равно остаётся Вашингтон. Там наверняка хорошо запомнили ультиматум Владимира Путина 2021 года…
«С учётом глубочайшей вовлеченности Вашингтона в этот вооруженный конфликт и американского тотального контроля за военным планированием Киева, версию о том, что США не знают об украинских планах нанесения ударов по системе противоракетной обороны России, можно отбросить, — считает Рогозин. — Вашингтону придется отвечать по полной за случившиеся и будущие преступления обезумевшего украинского руководства».
Что ж, сенатор, ранее годами представлявший Россию в Совете НАТО в Брюсселе, вероятно, изучил супостата, как облупленного, и знает его повадки. Ему можно и нужно верить. А значит принять и вывод Рогозина: «Мы стоим не то что на пороге, а уже на краю, за которым, если не остановить противника в подобных действиях, начнется необратимый обвал стратегической безопасности ядерных держав». Вот так-то.
Известна правдоподобная поговорка, жизненное наблюдение: «То что случилось однажды, может больше никогда не повториться, но то что случилось дважды, обязательно случится и в третий раз». После трёх атак наших РЛС в отсутствие немедленного и недвусмысленного ответа следует ожидать продолжения. Под ударом такие же объекты в Коми, под Калининградом, на Алтае, Кольском полуострове, в Сибири, в Ленобласти и .т. д.
Так что ответ, действенный и скорый, остро необходим. Иначе, тактика «тысячи уколов», нанесения множества мелких ударов по нашей ядерной триаде, может внезапно оказаться эффективной. Только лишь словами про «красные линии» здесь уже не отделаешься. Более того, любые угрозы, не подкреплённые действием, не просто бесполезны, но и вредны, ибо девальвируют страх перед военной мощью РФ. А противник должен бояться…